У шутера Army of Two, вышедшего в марте 2008 года, были все шансы остаться незамеченным на фоне многочисленных конкурентов. Пустой сюжет на банальную тематику, безликий дизайн локаций, непродолжительная одиночная кампания и прочие атрибуты «одного из многих». Но творение Electronic Arts захватывало оригинальной механикой. Банальный отстрел толп агрессивных и не шибко умных неприятелей превращался в интереснейшее времяпрепровождение благодаря системе «аггро». В одиночку справиться с превосходящими силами противника было нереально, но грамотное командное взаимодействие делало из двух бойцов в хоккейных масках всепобеждающую армию. В итоге «армия двух» стала одним из самых лучших боевиков, рассчитанных на кооперативное прохождение. «Электроники» решили не выбрасывать на помойку столь оригинальные идеи, и вот свет увидело продолжение с загадочным подзаголовком The 40th Day.
Организовав свою «Частную военную корпорацию», наши старые знакомые Салем и Риос принялись выполнять самые разные заказы. В один прекрасный день обладатели экзотических имён прибывают в Шанхай. Задача наёмников на первый взгляд элементарна – установить маяки в указанных точках, после чего отправиться восвояси, тратить честно заработанную валюту. Но об отдыхе приходится забыть, поскольку сразу после завершения задания город подвергается массированной бомбардировке. На улицах появляются злобные ребята в странной униформе и армейская техника. Теперь напарники вынуждены выбираться из охваченного огнём мегаполиса, наполненного враждебными силами.
Истории в игре практически нет. Салем и Риос просто двигаются от одной точки к другой и по ходу разбираются с возникающими проблемами. То напарницу из разрушенного здания вытащат, то местному доктору защитить больницу помогут. Обрывки информации можно отыскать в валяющихся в разных углах аудиозаписях (привет, F.E.A.R.), но сложившуюся обстановку они не проясняют, и герои остаются в полном неведении почти до самого финала. Если будете невнимательно слушать немногочисленные и слабосвязанные высказывания отдельных личностей, то вы рискуете остаться наедине с вопросом: «Ну, и причём здесь сороковой день?!».
Хотя кого волнуют сюжетные перипетии, когда вокруг творится настоящий Call of Duty: Shanghai Warfare. С неба сыпется град из ракет. Небоскрёбы, ещё секунду назад поражавшие своими размерами, оседают грудой обломков. Пассажирские самолёты с грохотом падают на землю. Повсюду паника, хаос. В эпицентре этого безобразия и оказываются главные герои. Радиосвязи нет, стоит зайти в офисное здание, как от мощного взрыва у него сносит крышу, а стены разносятся на куски. На всю кампанию авторов не хватило, не Infinity Ward поди, но эффектное начало заставляет поохать.
Разумеется, система «аггро» перекочевала в продолжение. Чем больше один из героев стреляет, чем больше трупов он оставляет после себя, тем больше внимания он привлекает к своей персоне и попадает под ответный, шквальный огонь противников. Напарник в такие моменты становится практически невидимым и спокойно выбирает удобную позицию для обстрела.
Подобная механика не позволяет одному человеку выкашивать набегающие толпы солдат: окружат, растопчут и скрутят шею. Получается занятное командное взаимодействие, напоминающее перетягивание каната. Каждый в «армии двух» вынужден не просто метко стрелять и грамотно выбирать позицию, но и следить за уровнем агрессивности и постоянно подстраиваться под обстановку на поле брани. Приятным нововведением является GPS-навигатор, позволяющий отмечать цели для напарника, прокладывающий маршрут (не заблудиться) и одновременно являющийся тепловизором.
Врагов на просторах оккупированного Шанхая много, очень много. Как водится, количество плохо сказывается на качестве, и мозги в их головы положить забыли. Супостаты обожают перезаряжать стволы в чистом поле, выставлять из-за укрытий на показ части тела, или просто бегут под пули. Зато стреляют почти всегда без промаха, гранатами пользоваться не забывают, оттаскивают и лечат раненных, подсаживают напарников на верхние этажи.
Несмотря на пробелы с интеллектом, перестрелки заставят применять хитрые тактические маневры. Захватчики подготовились к штурму основательно и не забыли снабдить своих воинов самым разным оружием. Отовсюду ползут рядовые автоматчики, из развалин огрызаются снайперы, напролом мчится закованный в тяжёлую броню «носорог» с ружьем наперевес. Поддержку оказывают стационарные пулемёты. И затем на арену выходит босс. Эти ребята двигаются очень медленно, хорошо защищены, а в руках у них либо мощный пулемет, либо гранатомёт. Без использования «аггро» с таким монстром не справиться.
Однако разработчики не стали ограничиваться банальными «аренами». Вот один из героев вынужден прикрывать соратника, пока тот добирается до выключателя. Вот пути товарищей разделяются, и каждый пробирается к цели своей дорогой. А вот Салем сдаётся в плен и поднимает руки, отвлекая на себя внимание патрульных, а Риос занимает удобную позицию и спокойно расстреливает их в спину. Снова с нами мини-игра «спина к спине» - перезарядка отправляется в утиль, время замедляется, и на бегущих со всех сторон врагов обрушивается свинцовый ливень. Только про поездки на транспортных средствах придётся забыть. По разрушенным хайвэям и узким улочкам особо не покатаешься.
Но наиболее интересный момент связан с освобождением мирных граждан от агрессоров. Необходимо тихо прокрасться к солдатам и взять в плен командира, после чего рядовые сложат оружие (никто не запрещает использовать данный способ и во время боевых столкновений). Попали в поле зрения патрульных – и гражданских кончают. А ведь за их спасение выплачивают немалые деньги!
Как и раньше накопленные сбережения расходуются в магазине на усовершенствование пушек. Волшебная лавочка в почти любой момент, кроме перестрелок, готова принять посетителей. На прилавке расположились самые разные автоматы, снайперские винтовки, гранатомёты, пулемёты, ружья и прочее. Дело даже не в количестве, а в невероятном выборе запасных частей. Любое средство можно переделать по собственному вкусу до неузнаваемости, подобрать магазин побольше, к УЗИ приделать ствол от Калашникова, навесить прицел, глушитель или даже щит, определиться с раскраской – кому подойдёт обычная хаки, кому подавай золотое напыление. Все улучшения (даже цвет) влияют на характеристики. Но даже после самого дикого «тюнинга» орудия мощно звучат, изрыгая пламя и свинец, из вражеских тушек фонтаном бьет кровь, черепушки разлетаются на куски.
Только одно нововведение не получило должной реализации. Речь идёт о «моральных выборах», с которыми сталкиваются в процессе путешествия Риос и Салем. К примеру, нашли вояки склад с оружием, а тут подоспел местный охранник. Убить несчастного или оставить в покое – решать вам. Последствия действий отразятся на жизни случайных знакомых, о чём нам незамедлительно сообщают ролики, выполненные в виде комиксов. Однако какого-то особого влияния на историю они не оказывают. Кажется, глупость, но во время игры с живым напарником (или в онлайне, или с другом на одном экране через сплит-скрин) подобные решения добавляют острых ощущений – кто первым нажал, тот и определяет ход событий. Особенно удался финальный выбор.
Играть в Army of Two: The 40th Day лучше всего в компании с живым человеком. Но и кремниевый напарник перестал походить на полного идиота, каким он был в оригинале. Действует грамотно, умело использует имеющиеся у него средства борьбы за выживание, не лечит раненого друга прямо на поле брани, а оттащит его в безопасное место. Многим новичкам такая помощь окажется весьма полезной. По-прежнему однополчанину можно отдавать приказы - «иди вперёд», «удерживай позицию», «следуй за мной» - и определять модель поведения: агрессивную (стрелять во всех) или спокойную (открывать огонь только в ответ).
Одним из самых серьёзных минусов первой части был невзрачный и излишне типовой дизайн локаций. В The 40th Day эту оплошность исправили. Разрушаемый прямо на глазах мегаполис, узенькие улочки, увешанные фонарями и иероглифами, экзотическая экскурсия в местный зоопарк («Худший зоопарк в мире!» (с) Риос).
К сожалению, техническое исполнение оставляет желать много лучшего. Модели главных героев словно обмазали жирным слоем масляной краски. Салем (тонкий) выглядит «гламурным стриптизером», а Риос (толстый) – перекачанным рестлером. Отдельные локации по причине излишне яркого освещения напоминают филиал Super Mario. Антиалиазинг отсутствует, на окружении полно наклонных линий, как результат – засилье неприятных глазу «лесенок». А ведь в оригинале была нормальная, «чёткая» картинка. К тому же игра не радует стабильно высокой частотой кадров. Производительность еле-еле держится на приемлемом уровне, но частота кадров с завидным постоянством скатывается чуть ли не в слайд-шоу (на обеих платформах). В режиме сплит-скрин просадки еще более заметны.
Одиночная кампания займёт не более семи часов. Но и на многопользовательских аренах есть, чем заняться. Обидно, что нельзя взять с собой родные, «прокачанные» пушки, и на выбор предлагаются только определённые модели. С другой стороны, все игроки находятся в равных условиях. Десять человек могут сойтись на одной арене, чтобы испытать прелести кооперативного взаимодействия. Даже в режиме Deathmatch тут не одиноко – обязательно есть напарник, на аренах сражаются «парочки».
В остальных режимах игроки разбиваются на две команды по пять человек в каждой. Тут есть дежурная борьба за контрольные точки по принципу «захват и удержание», но самое интересное развлечение – это Warzone, где тактические задачи (найти разведданные, убить кого-нибудь), как в Killzone 2, меняются прямо во время матча. Также имеется вариант Орды (Extraction) из Gears of War 2: герои отбиваются от набегающих волн недругов.
Выглядит аппетитно: разнообразные задачи, меняющиеся тактики и остальные прелести. Увы, но сетевые баталии портит отвратительный сетевой код. Долгий поиск, задержки сигналов, лаги – подобные недоработки для шутера, ориентированного на мультиплеер, просто недопустимы.
Diagnosis
Army of Two: The 40th Day – игра контрастов. Многие ошибки предшественника исправлены - локации радуют красивыми, разнообразными видами, кремниевый напарник научился воевать, появились новые, весьма удачные мультиплеерные режимы. Сиквел мог бы стать одним из самых лучших кооперативных шутеров. И зашатался бы трон под нынешним королём жанра (Resident Evil 5). Но преступные оплошности, связанные с проблемами при игре по сети, нестабильной частотой кадров и неоднозначными графическими «улучшениями», сводят на нет многочисленные полезные добавки.
Pro:
• Динамичные, кровавые перестрелки с многочисленными противниками
• Разнообразные игровые ситуации, требующие командного взаимодействия
• Система «аггро» по-прежнему вне конкуренции
• Эффектно поставленное разрушение Шанхая
• Отлично проработанный AI напарника
• Широкие возможности модификации оружия
• Приятный дизайн локаций
• Новые виды врагов, требующие особого подхода
• Новые многопользовательские режимы
Contra:
• Пустая сюжетная линия, не утруждающая себя объяснением происходящего
• Очень неровная графика
• Проблемы с производительностью
• Сетевой код нуждается в доработке
• Идея «моральных выборов» не получила должной реализации
Источник: