Concordia domi, foris pax.
Одна из известных и успешных градостроительных серий Caesar началась в 1992 году. Последняя игра серии Caesar IV вышла в 2006 году. Расцвет пришелся, пожалуй, на третью часть 1998 года, но так уж сложилось, что я не по наслышке знаком со второй частью 1995 года, вот о ней и пойдёт разговор.
Итак, начнём с лирики. Любите ли вы мультфильмы про Астерикса и Обеликса? А читали ли вы в детстве, например, такую красочную книжку?
Либо другая литература и что-нибудь ещё, связанное с Древним Римом. В общем ваш покорный слуга со всем этим был знаком и интерес к данной стратегии был предрешен.Никакого сюжета нет: мы вольны либо строить город-мечту Римской империи, либо проходить кампанию, в которой выбираем какой провинцией управлять, стремимся выполнить требования по достижению определенного уровня развития города и нашей провинции, а также наладить экономику. После чего получаем повышение и можем либо остаться в обжитых местах ещё лет на 10 (игровых, разумеется), либо перейти на следующий "уровень".
По поводу требований
- Империя - суть, общее развитие нашей провинции. Соединены ли дорогами все поселения с нашим городом, устроена ли торговля и построены ли рудники и фермы.
- Мир - очевидно безопасность нашего города. В провинцию временами вторгаются то варвары, то иные народности тех лет (греки, карфагеняне). Их отряд может порушить то, что было нами устроено в провинции, но хуже, когда он входит в город. В режиме города от края карты начинают своё шествие символизированные фигурки противников и, добравшись до построек, начнут сносить их одну за другой. В городе оборону держат префектуры и бараки, в провинции - форт, для которого гарнизон набирается, нанимается и обучается. Для роста параметра главное не допускать урона городу, и он начнёт резво набирать проценты.
- Благосостояние - пожалуй самая непростая часть общего рейтинга для победы. Требуется не только стабильная прибыль, но и чтобы она была достаточно высокой. Основной же источник доходов в игре - налоги с производства (так как население ещё надо расплодить и тогда в общей сумме налог будет неплох, а завышать его себе дороже - смута, а там и вовсе бунты). В провинции мы с помощью торговли или собственных рудников и ферм заполняем склады каким-нибудь сырьём, после чего в городе строим соответствующее его обработке строение, спустя время из народа наберётся партия рабочих и пойдёт доходное дело.
- Культура - развитие нашего города. Обеспечиваем его жителей всеми удобствами проживания от источников воды до зрелищ с медициной и получаем культурных римлян.
Время разделять и властвовать
А теперь пройдёмся по типичному правлению провинцией-городом из кампании.
Сперва выбираем нашу провинцию, попутно можем почитать описание и, основываясь на нём, решить, что предпочтительнее.
Я остановил выбор на провинции южной части Апеннинского полуострова, названной здесь КампаниейМой стиль грубоват - нахожу удобное местечко у реки, застраиваю его домами и окружаю их дорогами, форумом и остальными полезными постройками. Кое-где со временем добавляю ещё домишек.
На том же самом форуме мы управляем набором войск. Он состоит из призывников мирного населения, которые становятся лёгкой пехотой, трата же денег обеспечит нам подготовку профессиональных бойцов, тяжелой пехоты. Тех самых легионеров
Рабы тоже пригодятся в армии - из них готовят пращников. Конечно со временем можно будет готовить армию повнушительнее, но ещё надо сделать и скидку на 1995 год, чай не Total War.Итак, бойцы расставлены, а горстке пращников указана область для обстрела. Как только в эту область попадут наши бойцы, они прекратят огонь. Скоростью игры можно управлять, возможно трубить отступление или обратиться к авторасчёту битвы, есть также кнопка - "навалиться всем кучей".
Jucunda memoria est praeteritorum malorum.
П.С. Скриншоты сняты через DosBox (Ctrl+F5). Была пройдена одна провинция. Объять в этом тексте всё - такой цели я не ставил. Но затронуть основную суть - постарался. Если вам известны секреты и хитрости - прошу поделиться и дальше предлагаю дополнять мой пост в комментариях.
П.П.С. По использованным изречениям:
Qui desiderat pacem, praeparet bellum. - Кто желает мира, пусть готовится к войне. Вегеций.
Jucunda memoria est praeteritorum malorum. -- Приятно воспоминание о невзгодах минувших. Вергилий.