Не Дадим Взорвать Мир! Обзор Undercover Cops (Arcade)
После обзора "Cadillacs & Dinosaurs", во время обсуждения места этой игры в жанровых рейтингах, мне указали на ещё два отличных представителя этого жанра - Violent Storm и Undercover Cops. И если первый мне запустить не удалось, то второй после некоторых мучений пошел, хоть и со скрипом. Может из-за особенностей РОМа, может из-за каких-то настроек, но игра шла довольно медленно, да и проблемы со звуком были. Я поиграл в неё немного и забил... Потом попробовал ещё раз... Потом наконец-то полазил в настройках MAME, сделал нормальную эмуляцию и... Прошел её полностью... Несколько раз... Вобщем игра меня зацепила, хоть и не сразу, поэтому попробую сейчас разобраться - почему же так...
Но сначала, как всегда, немного истории. Создателем игры является широко известная в узких кругах фирма IREM. Основанная изначально в 1974м году в Японии под названием IPM, эта компания занималась производством, продажей и прокатом оборудования для игровых автоматов. Первую собственную игру компания выпускает в 1978м году, и она представляет собой вариант известной китайской игры - Mahjong (Маджонг). Примерно тогда же компания меняет своё название на IREM, причём изначально это было скоращение от "International Rental Electronics Machines" (Международный Прокат Электронных Машин), хотя позднее расшифровка была изменена на "Innovations in Recreational Electronic Media" (Инновации в области развлекательных электронных устройств). В период с 80х до 90х из-под пера программистов компании выходит большое число хитовых игрушек, в том числе и гениальный R-Type. Но всё равно, несмотря на довольно объёмный список разработанных игр, в начале 90х компания приходит в упадок. Примерно в эти года в составе компании выделяется группа программистов, которые разрабатываеют некоторое количество игр с похожим графическим стилем и дизайном. Это игры Cosmic Cop\Armed Police Unit Gallop, Undercover Cops, In The Hunt и Gunforce 2. А группа программистов это Akio, Susumu, Tomohiro и Kozo. В 1994м году полностью прекращается разработка видеоигр, в результате чего отдел по работе с аркадными автоматами отделяется в самостоятельную компанию Apies. Из оставшегося от IREM отдела по разработке программ уходит та самая группа программистов, чтобы основать компанию Nazca и создать великолепнейшую серию игр "Metal Slug". Оставшиеся крохи от некогда великой компании в 1997м году поглощает дочерняя компания Nanao после чего все вновь сливаются под эгидой некогда ушедших Apies. На данный момент IREM как бренд используется только для эксклюзивного выпуска игр для Sony PlayStation 2, Sony PlayStation 3 и Sony PSP. Из игрового наследия компании стоит отметить такие игры как Red Alert 1981го, Kung Fu Master 1984го и его духовного наследника Vigilante, R-Type 1987го, Air Duel 1990го, Undercover Cops 1992го, а так же Gunforce, In The Hunt и Gunforce II, послужившие вдохновением для создания Metal Slug.
Но хватит о компании, перейдём собственно к самой игре. Undercover Cops была выпущена фирмой IREM для игровых автоматов в 1992м году, а в 1995м игру портировали на Super Nintendo. Изначально игра была выпущена на собственной аркадной игровой системе "Irem M-92 system hardware", содержащей в себе V30 и V33 ЦП и YM2151 и GA20 аудио. Кое-где проскальзывала информация, что в игру можно было играть втроём, но мне удалось запустить игру лишь вдвоём.
По жанру эта игра, как и описанный ранее Cadillacs & Dinosaurs представляет собой двухмерный, или как их иногда ещё выделяют 2,5D beat'em up. Да, нас снова ждут толпы врагов, выбегающие со всех сторон и стремящиеся нас убить. Мы же можем противопоставить им только силу наших кончностей, и, иногда подобранное где-то на уровне, оружие. Как обычно, в конце уровня нас ждёт особо опасный босс, а где-нибудь по ходу уровня мы повстречаем кого-то, кого можно условно назвать минибоссом - обычно это большой толстый мужик, чуть мощнее рядовых противников. Остановимся на том, что максимальное количество игроков всё-таки двое, хотя есть видео где игру проходят втроём.
Поскольку игры на игровых автоматах практически всегда выходили в разных вариантах для различных стран, причём помимо косметических изменений вроде замены имён персонажей и боссов, иногда были очень существенные различия, вроде изменения здоровья у противников или дополнительных ударов у протагонистов, то лучше сразу же написать о различиях версий игры. Оригинальная, наиболее полная версия игры всё-таки выходила в Японии. Остальной мир получил в своё распоряжение так называемую World версию, которую толи не захотели, толи не успели доделать, поэтому в ней отсутствует половина ударов у протагонистов, на части фоновых картинок недостаёт кое-каких элементов, и музыка худшего качества. Если поподробнее, отличия мировой версии от японской:
- смена имён: герои - Zan Takahara -> Claude, Matt Gables -> Bubba, Rosa Felmonde -> Flame. Боссы - Parcs -> Cue Ball, Fransowors -> Fatso, Moguralian [beta] -> Gunpuncher, Balbarotch -> Cone Head;
- за всех противников, включая боссов стали давать намного меньше денег, в то время как порог денег на уровне снизился лишь чуть-чуть;
- убрано большое количество ударов, включая один из супер ударов, часть бросков, удары в прыжке на бегу и удары с земли;
- часть музыки и звуков вообще отсутствует, а оставшееся в худшем качестве;
- перерисовано начало второго этапа, в части фоновых картинок отсутствуют некоторые предметы (например нет большого котла при сражении с боссом третьего уровня);
- снижено здоровье практически всех врагов;
Помимо вышеназванных World и Japan версий существует ещё Alpha Renewal Version, в которой попытались в мировую версию впихнуть всё то, чего в ней недоставало из японской версии игры. Мой рассказ будет вестись преимущественно о японской версии, как более полной.
Сюжет игры повествует об очередном варианте ожидающего нас "светлого" будущего. Итак, 2043й год. Безымянный город захлестнула волна преступлений. Городской совет принимает решение вывести на улицы троих борцов с преступностью, называемых "уличные чистильщики". Из нескольких претендентов были выбраны трое - японец Зан Такахара (Zan Takahara), американец Мэтт Гэйблс (Matt Gables) и англичанка Роза Фелмонд (Rosa Felmonde). По ходу игры нам предстоит узнать, что ответственным за все беспорядки является доктор Крэйборн (Dr. Crayborn), с которым нам и предстоит встретиться в конце игры. Да, сюжета немного, но в конце концов это всё-таки beat'em up а не РПГ.
Зан Такахара (Zan Takahara) - Клод (Claude) в мировой версии игры. День рождения - 2015.01.06. Место рождения - Япония. Рост - 6 футов. Вес - 172 фунта. Бывший мастер карате, выигрывавший когда-то американский чемпионат. Однажды пытался защитить свою девушку, в результате чего убил человека голыми руками. В игре представляет собой типичный средний персонаж, со средними показателями скорости и мощности.
Мэтт Гэйблс (Matt Gables) - Бубба (Bubba) в мировой версии. День рождения - 2018.07.04. Место рождения - США. Рост - 6 футов, 5 дюймов. Вес - 261 фунт. Был звездой американского футбола и даже умудрялся стать M.V.P. (наиболее ценный игрок). Был ложно обвинён в убийстве, после чего его исключили из мира спорта, посчитав опасным человеком. В игре является самым мощным персонажем, с большой силой удара. Кроме этого у него самая длинная пробежка.
Роза Фелмонд (Rosa Felmonde) - Флэйм (Flame) в мировой версии. День рождения - 2021.01.24. Место рождения - Великобритания. Рост - 5 футов, 9 дюймов. Вес - неизвестен) Единственная девушка из чистильщиков. Её партнёр и любовник Томас был убит злодеями, поэтому у неё есть личные причины посчитаться с отбросами общества. По большому счёту разница между Розой и Заном заключается в нескольких специфическиз ударах, да в анимации движений. В остальном - они примерно равные персонажи. Но мне не даёт покоя вопрос - кто же придумал Розе такую анимацию удара в прыжке)
Напомню, что речь будет вестись о японской версии, где есть все приёмы.
- удары в прыжке, захваты и перебрасывания - тут всё как в других жанровых играх;
- комбо 1. Выполняется как и во всех играх жанра простым долблением по кнопке удара. Представляет из себя несколько ударов с добиванием, откидывающим врага;
- комбо 2. Делается так - нажимаем удар, ждём 1-2 секунды, долбим по кнопке удара. Чаще всего финалом комбо является удар в прыжке;
- комбо 3. Жмём вверх, или вниз, после чего долбим по кнопке удар. Комбо заканчивается бросанием противника;
- бег начинается нажатием кнопки движения два раза в одну сторону. На бегу можно сделать либо обычный удар, либо прыжок + удар;
- если вас роняют на землю, то быстрое нажатие кнопки удар приведёт (о чудо) к удару из положения лёжа;
- с оружием. Помимо обычного удара, есть круговой удар (во время удара оружием нажать назад+удар). Так же оружие можно просто выбросить (прыжок+удар);
- спешиалы. Обычный делается как и везде - прыжок+удар. Есть ещё специфический для каждого персонажа. Зан - во время прыжка нажать вниз -> вниз-вперёд -> вперёд -> удар. Мэтт - в прыжке нажать вверх-вниз или вниз-вверх + удар. Роза - в прыжке нажать влево->вниз->вправо+удар или вправо->вниз->влево+удар;
- так же у каждого из героев есть несколько вариантов бросков, делающихся путём нажатия кнопок вниз или вверх во время броска.
Оружием в игре служит всё что не прибито и не приколочено. Столбы, железные балки, дохлая рыба и даже мотоциклы и остов джипа. Всё оружие ломается после нескольких ударов. Когда вы поднимаете или разбиваете оружие, есть шанс что из него выпадет какой-нибудь полезный предмет, и очень велика вероятность что этот предмет восстановит вам здоровье. Помимо обычных предметов могут появиться звери. Каждый из таких зверей при съедении тоже пополняет жизнь.
Всего их пять. На каждом вам предстоит найти и уничтожить босса, заправляющего определённой территорией. За каждого из врагов в конце уровня вам начисляют "зарплату". Существует некоторое пороговое значение денег, достигнув уоторого два раза вы получите дополнительную жизнь. Помимо врагов, деньги в конце уровня начисляются за звёзды. Звёзды даются за разнообразие ударов, которыми вы пользуетесь на уровне.
Начинается всё под мостом, а заканчивается в каком-то цехе, если судить по работающему прессу.
Босс - Parcs (Cue Ball в мировой версии). В первой фазе боя он более менее похож на человека) У него две атаки - удар своей механической рукой, которая может вытягиваться далеко вперёд, и захват той же самой рукой.
Во второй фазе босс теряет человеческий облик и бой происходит рядом с прессом. Здесь Паркс будет просто хватать вас и кидать под пресс. Можно либо добить его "вручную", либо дождавшись подходящего момента скинуть его самого под пресс (кстати вид босса во второй фазе и наличие рядом пресса очень сильно напоминают один культовый фильм прошлого века с железным Арни в главной роли).
Первая часть уровня протекает в какой-то заброшенной шахте.
Потом вас ожидает поездка на лифте, где противниками будут странные, постоянно прыгающие женщины.
Третья часть уровня проходит на вершине какой-то строительной площадки, где всё рушится. Противников можно скидывать, но смотрите не упадите вниз сами.
Босс - Fransowors (Fatso в мировой версии), странная толстая плачущая женщина с лицом на животе и отбойным молотком. Не пытайтесь бить её в прыжке - ударит отбойником. Во время боя она будет либо просто пытаться ударить вас отбойным молотком, либо вызывать с его помощью камнепад, призывая подручных. Так же во время камнепада может упасть и взорваться мотоцикл.
Уровень проходит в подземных туннелях, которые заняли мутанты, называющие себя кротами. Они умирают с одного удара, но вот чтобы нанести этот удар надобно потрудиться. Самый простой способ - просто идти к ним, по пути просто нанося обычные удары.
Босс - Moguralian (Gunpuncher в мировой версии). Не очень сложный, но нудный бой. Босс будет всё время выпрыгивать из-под земли, и опять залазить туда после одного удара. Взрывы которые сопровождают его появление и исчезновение наносят вам повреждения. Помимо этих взрывов у него есть две атаки - удар рукой на довольно длинное расстояние и стрельба из пулемёта на пол экрана. На 25% здоровья босс будет постоянно вылезать и прятаться под землю, тут надо очень точно ловить его чтоб ударить. Самая лучшая тактика - вставать чуть выше того места где он вылазит, ударять его один раз и отходить.
Все бои проходят на улицах разрушенного города. Основные противники - мотоциклисты, появляющиеся из-за экрана.
Босс - Balbarotch (Cone Head в мировой версии). Один из сложных боссов. Помимо телепортации, длинных ударов рукой и огня будет иногда запускать волны по ковру, которых надо избегать. После падения использует удар во вращении, который можно остановить только своим ударом с разбега.
В первой части этапа вам необходимо добраться через карьер до вертолёта.
Вторая половина уровня протекает на борту летающей машины доктора Крэйборна. Тут вам придётся помимо прочего снова встретиться с копиями первого босса. Учтите, что если им удастся вас схватить, то это сразу минус жизнь, поскольку они просто скинут вас с посудины.
Ещё, практически в конце уровня, вам предстоит сделать тяжелый выбор. Босс будет пытаться скинуть бомбу на город, и если вы ему это позволите, то получите "плохую" концовку.
Перед сражением с боссом, вам предстоит бой с робо-двойниками наших чистильщиков - сначала с Мэттом, потом одновременно с Заном и Розой.
Босс - Dr. Crayborn. Сам бой с Крэйборном примечателен тем, что практически 90% времени босса атаковать бесполезно - он либо будет непробиваем, либо сразу же отшвырнёт вас. Поэтому двигаемся и наносим точечные удары.
Концовка игры зависит от того, кем вы её прошли, и от количества проходивших. Правда в конце титров нам в любом случае намекают на сиквел, показав что Крэйбборн сбегает. Жаль что вторая часть так и не появилась.
Лично для меня эта игра прочно встала на одно из первых мест в рейтинге beat'em up'ов, конечно это относится только к японской или alpha renewal версиям. Подняться на первое игре не даёт завышенная сложность последнего этапа, где враги прут толпами по 4-5-6 особей, от которых практически невозможно отбиться без крови. Помимо игровых автоматов, игра выходила так же на Super Nintendo. Благо, портировали японскую версию игры. Помимо этого, на Game Boy есть спин-офф Undercover Cops Gaiden: Hakaishin Garumaa, представляющий собой пошаговую стратегию.
- как писалось выше - облик первого босса и пресс во время битвы с ним - это отсылка к первому терминатору и Т-1000;
- точной связи нет, но некоторые фоны в игре и похожий дизайн позволяют предположить что игра проходит в той же вселенной где и часть других игр IREM - In The Hunt, Air Duel и Gunforce II;
- в игре два типа концовки, в зависимости от того, успеет Крэйборн скинуть бомбу на город или нет;
- на телевизорах, которые выпадают в игре, изображен первый босс из игры R-type;
- полицейская машина, которая едет во время финальных титров, подозрительно похожа на багги из игры Moon Patrol;
- по игре выходила манга в серии Gamest, в которой немного больше раскрывается сюжет игры;