Человек почти всегда мечтал летать. Летают самолёты, летают дирижабли, летают машины… стоп. Машины? Хм, а почему бы и нет? Компактно, удобно, доступно каждому, выглядит ничуть не менее стильно, чем обычная. Топлива только будет потреблять шибко много, но проблему топлива решат… Решат ведь, правда?
Но на момент релиза игры Crime Cities (а это 30 ноября 2000 года) в реальности летающие автомобили, доступные каждому, были в состоянии, в лучшем случае, прототипов. Да и спустя десять лет таких единицы. Зато в сознании разработчиков (
Как вы уже догадались, Crime Cities — это игра о машинах. Машинах, которые летают. Но это не Дальнобойщики в странном антураже, а очень даже Action Simulator, ведь здесь есть:
- Куча пушек
- Сотни и тысячи врагов
- Напарники
Ужасное управление- ...и многое другое
Этот безумный, безумный сюжет
Добро пожаловать в планетарную систему «Пандемия»! Конфедерация (Земли) уже успела позахватить кучу всего и даже здесь, в четырнадцати световых годах от Земли умудрилась все три пригодные для жизни планеты выделить под колонии не очень строгого режима. Для хакеров там, мошенников… С полицией, конечно же (которая, как показывает практика, реагирует на что угодно, но не на разборки — себе дороже).
Сложно сказать, какой светлой голове пришло в голову всё устроить именно так, но результаты не заставили себя долго ждать. Буквально лет через пятьдесят в системе таки образовалась организованная преступность. Поняв, что дело пахнет керосином, а нормальными методами (ещё бы, соотношение полиция:преступники 1:100) решить проблему нельзя, Конфедерация стала решать проблему кардинально. Нет, не рванула все планеты к чертям, что вы… Она решила внедрить агента. Одного. Ну, ладно, на самом деле четырёх, но что-то делает только один. Кстати, это вы и есть — Джонни Ред, «типа осуждённый пожизненно» за измену. Настоящее имя — Гарм Тайгер. Задача — разобраться, что, собственно, происходит.
А раз он осуждён и к тому же находится на планете осуждённых, то это значит что? Правильно! Можно крушить, можно ломать, взрывать, рвать, да хоть аннигилировать! Сюжет условно-нелинейный. Нам надо по очереди посетить три планеты и на каждой из них получить достаточно репутации, чтобы вытрясти нужную информацию из «кого надо». Делать мы это будем выполняя задания и при этом добрую их половину можно пропустить — для открытия следующего задания не обязательно выполнять все доступные, а со временем «морально устаревшие» задания просто исчезнут.
Как таковых в игре всего четыре типа заданий: добраться до точки, подобрать предмет, уничтожить объект/врагов, обездвижить цель. Но этого вполне достаточно для создания атмосферы, ведь, по сути, чем ещё заниматься наёмнику-самоучке на планете отморозков? Очень рекомендуются к прочтению как тексты заданий, так и сопутствующая электронная почта.
Но вообще мир живёт и без нас. По почте ходят тонны спама («самые горячие девочки только у нас!»), в новостях тоже можно прочитать много чего интересного. Иногда туда косвенно попадают и свершения главного героя. Машины стабильно ездят летают по улицам, останавливаясь на светофорах. Вот мимо проезжает пара школьных автобусов (а вы что думали, у криминальных элементов тоже есть личная жизнь), над всем этим безобразием грустно кружится машина полиции… Смущает только то, что абсолютно все боевые действия, которые мы видим, направлены либо на нас, либо от нас. Нет, конечно, можно предположить, что главный герой — каждой бочке затычка или ему просто тотально не везёт со встречей чужих неприятностей, но это немного вредит общей атмосфере. Особенно учитывая, что периодически пытаясь принять задания, нам говорят, что нас уже «кто-то опередил». Но где же были выстрелы?..
Но даже сегодня просто летать по городу, глазея на баннеры в полнебоскрёба, почти так же интересно. Некое неуловимое чувство ничуть не поддалось времени.
Оп-па, а это что за кнопочка?
До выхода игры Ил-2 Штурмовик оставался целый год. Казалось бы, к чему мы вспомнили эту игру? А к тому, что в Crime Cities играть без джойстика весьма и весьма неудобно. Нет, я всё понимаю, но выводить основное управления на WASD, повороты по оси в правую часть клавиатуры, а меню управления заданиями и магазином вывести на Enter с промоткой всего кнопками Page Up и Page Down, при том, что обзор и стрельба проводится мышью — это надо было же додуматься. Впрочем, даже если изменить значения по умолчанию будет немало сложностей. Так что нужен либо джойстик, либо много времени и нервов, чтобы привыкнуть.
У хакеров будущего почти что те же замашки, что и сегодня
Ведь вся проблема-то проявляется не абы где, а в бою, скажем, 1vs20. В такой ситуации нужно маневрировать, уклоняться, быстро залетать в ангар и ещё быстрее чиниться, ибо ангары простреливаются со всех сторон (на первых двух планетах уж точно). И всё это почти что одновременно! Быть Рэмбо не так уж-то и просто, как можно подумать. Например, в одной из финальных перед отлётом с первой планеты миссий я внезапно обнаружил, что деньги-то совсем тю-тю. Что характерно, обнаруживаешь это обычно при попытке починиться в самой середине боя.
Ремонт — это вообще одна из самых прожорливых статей в бюджете. Сравниться могут разве что боеприпасы, но здесь хотя бы есть условно-бесконечный лазер. И если оружия у нас много, то щит всего один, хоть и улучшаемый. Короче говоря, любое попадание противника — удар по бюджету, поэтому уворачиваться, уворачиваться и ещё раз уворачиваться!
Битвы «небом вниз» — не редкость.
Оружия в игре довольно много, начиная с простейших лазера и пулемёта, заканчивая различными видами энергетического оружия. Принципиальной разницы между ними в большинстве случаев нет, хотя для каждой ситуации больше подойдёт какой-то определённый тип вооружения. Против одиночного противника — лазер, против толпы — пулемёт и бутерброд. Иногда у нас будут и союзники, в совсем уж редких случаях на нашей стороне ещё и полиция. В общем, есть где развернуться тактическому гению.
Медиа
Ролики в игре просто шикарны. Для 2000 года, причём частично используя возможности движка получилось крайне достойно. Вступительный ролик вообще хочется пересмотреть ещё несколько раз, что, впрочем, можно сделать и из главного меню и при каждом запуске игры.
Музыка тоже удалась: напряжённая, смутно напоминающая «техно» и при этом очень ненавязчивая. К слову, прекрасно слушается вне игры, ничего от этого не теряя. Жаль только, что её очень мало.
Грустное
Стилистика и мир выдержаны ровно настолько, насколько это было возможно. А вот графика и стабильность пострадали.
Внешний вид бедноват даже для 2000 года. Нет, я не про то, что всё в тёмных тонах — это как раз правильно для колонии. Но вот, скажем, понятие «небо» существует лишь чисто номинально. Если с включённым туманом это ещё и выглядит более-менее нормально, то без него — просто абсурдно. Ни звёзд, ни дня, будто весь город в пещере расположен. Ситуация немного исправится только на последней, третьей, планете, но осадочек-то остаётся.
Обучение — бессмысленное и беспощадное
Также встречаются и ошибки. К чести игры, у неё прекрасная совместимость даже с Windows XP, хотя на тот момент только-только появилась 2000. Но и на тот момент констатировались неожиданные вылеты и загадочные исчезновения текстур. К счастью, их слишком мало для того, чтобы испортить удовольствие от игры.
***
Crime Cities не суждено было стать игрой миллионов. Да, в игре было несколько весьма интересных находок, был определённый потенциал, но — не судьба. Впрочем, это не значит, что Пандемия забыта. Crime Cities ещё долго будет оставаться на самом кончике сознания у тех многих, чьё сердце вздрагивает при словах «симулятор техники»...