Глава 1.
Откуда мы пришли?
На протяжении многих человечество не раз задавалось вопросом - откуда пришли люди? Сегодня уже нет сомнений в том, что все те различные расы и разновидности людей, населяющих нашу часть галактики, появились из одного источника.
Тем не менее, собрать вместе все зацепки и доказательства для получения ясной картинки оказалось весьма сложным занятием. В любом случае, с биологической точки зрения вполне очевидно, что люди развивались на одной планете. Несмотря на всевозможные различия между расами, схожесть структуры ДНК указывает на общие корни. Но тогда возникает вопрос - где та самая планета, которая явилась колыбелью человечества, и каким образом человеческая раса оказалась разбросанной по вселенной?
Вспомним то, что знаем: безо всяких сомнений раса, освоившая межзвездные перемещения, путешествовала по нашей вселенной много тысяч лет тому назад. Свидетельством тому являются многочисленные старинные джамп-гейты или их фрагменты, существующие во многих солнечных системах. Были ли эти джамп-гейты построены нашими предшественниками или же другой, чужой расой, на настоящий момент сказать сложно. Есть кое-какие интересные факты: например, анализ возраста показывает, что все джамп-гейты были построены за 50-100-летний период. И тем не менее, конструкции гейтов отличаются друг от друга, как будто строили их разные люди. Этот факт вызывает следующие вопросы: почему все они были построены за этот небольшой период и с тех пор новых джамп-гейтов не появлялось? Были ли они построены одной расой, или же двумя или более конфликтующими народами?
Наиболее вероятным ответом является ответ: ВОЙНА. Только военное противостояние может объяснить столь поспешное строительство дюжин джамп-гейтов и столько же внезапное прекращение их строительства. Но кто сражался? С кем? И где сейчас сражавшиеся? Ведь согласитесь, бесследное исчезновение целых рас, со всеми их технологиями межзвездной войны, маловероятно.
После изучения расположения остатков джамп-гейтов выявляется любопытная закономерность - они как бы расползаются подобно паутине из одной центральной точки. Что в этой центральной точке? Система, известная Amarrians, нашедшим ее первой, как "Imlau Eman", или "Хлебало Господне". Впрочем, сейчас она гораздо более известна как EVE.
Система EVE - загадка, до сих пор не дающая нам покоя. Сама по себе система не представляет собой ничего особо впечатляющего - просто космический мусор и несколько астероидных поясов вокруг белого карлика. Но в окрестностях системы существует некий феномен, который занимает нас уже несколько веков. В центре этого феномена - гигантская конструкция, очевидно построенная какой-то продвинутой цивилизацией много лет тому назад. Данная конструкция очень похожа на джамп-гейт, за тем исключением, что она во много раз больше подобных инсталляций. На поверхности гейта - множество надписей на древнем языке, расшифровать полностью который пока не удается. Самая большая по размерам надпись находится на самом верху, три буквы - EVE. Ученые пока не пришли к единому мнению насчет этих трех букв, но большинство людей полагают, что это просто название гейта.
Все указывает на то, что это и есть тот самый гейт, через который наши предшественники вошли в этот мир, но, несмотря на активное исследование гейта и всей системы EVE в целом, мы до сих пор не знаем, что происходило с гейтом за все эти тысячелетия.
Мощное магнитное излучение исходит из EVE-гейта, как его обычно называют. Излучение направляются изнутри гейта, так что скорее всего гейт открыт и магнитные вихри направляются из той точки, где находится выход из гейта.
В любом случае, это магнитное излучение в значительной мере препятствует изучению гейта. К счастью, магнитный шторм ритмично пульсирует, так что каждый второй год излучение слабеет до той отметки, когда мы можем позволить себе более пристальное исследование гейта. Но даже в периоды ослабления магнитные вихри достаточно сильны, чтобы разорвать на куски неосторожно подошедший слишком близко корабль.
Яркое излучение EVE-гейта может быть замечено из солнечных систем, соседствующих с системой EVE - для живущих там гейт представляется яркой звездой на ночном небе. Даже в самых дальних уголках известного нам мира EVE-гейт можно увидеть с помощью телескопа. Amarrians, чей мир находится в нескольких световых годах от системы EVE, обратили внимание на яркую звезду - тысячи лет тему назад, будучи еще примитивной расой, объединили яркую звезду со своей религией и даже теперь EVE-гейт несет огромное значение для государственной религии Amarrians.
Поиск наших предшественников продолжается.. Факты привели нас к EVE-гейту, но, похоже, на данный момент мы в тупике. Даже интенсивное изучение на протяжении десятков лет так и не дало нам ответа на этот важный вопрос.
Глава 2.
Ранние джамп-гейты и первые межзвездные путешественники.
Когда Империя Amarr достигла достаточного технологического уровня для выхода в космос, она начала активно размечать родную солнечную систему. Из-за технологических ограничений этот процесс занял длительное время. Наконец, Amarrians наткнулись на остатки джамп-гейта на периферии их системы.
Изучая остатки, которые были в более-менее рабочем состоянии, Amarrians собрали достаточное количество информации для того, чтобы построить свой собственный джамп-гейт. Джамп-гейт получился вполне работоспособным, но, поскольку он был один и связей с другими джамп-гейтами у него не было, Amarrians пришлось послать корабли, способные строить джамп-гейты и оснащенные старой технологией путешествия, в различные солнечные системы, для строительства там других джамп-гейтов и объединения имеющихся в систему. Корабли-строители путешествовали на протяжении десятков лет, с экипажами, погруженными в анабиоз. Лишь недавно появились космические корабли с джамп-драйвами, способные перемещаться между системами без джамп-гейтов для ускорения строительства джамп-паутины - и все равно дюжины старых кораблей-строителей все еще плывут по космосу к конечным пунктам своего странствования.
Впрочем, Amarrians славятся своим терпением и вскоре они расширили границы досягаемости во всех направлениях от своей родной системы. Теперь, по прошествии более двух тысячелетий со времени строения первого джамп-гейта, Amarrians заселяют сотни солнечных систем.
Gallanteans и Caldari открыли джамп-технологию примерно в одно и то же время, по той простой причине, что их родные миры находились в одной и тожй же солнечной системе. Было это примерно 700 лет тому назад. В отличие от Amarrians, этим двум расам не так повезло - в из системе не было практически работающего джам-гейта. Вместо этого были найдены лишь фрагменты гейта, так что копировать было нечего. Зато эти фрагменты подтолкнули развитие науки в правильном направлении и многие теории строительства джамп-гейтов были выдвинуты и проверены. Когда же была обнаружена звезда-компаньон, коричневый карлик, ученые наконец-то получили недостающее звено и в их теориях. Вскоре после этого был возведен первый рабочий джамп-гейт. Джамп-гейты Amarrians и Gallente/Caldari работали по одному и тому же принципу (см. следующую главу), хотя и различались технически.
После этого как Gallente, так и Caldari занялись рассылкой кораблей к ближайшим системам для строительства джамп-гейтов. Стремительное расширение этих двух рас не было похоже на спокойную экспансию Империи Amarr, которая колонизировала систему за системой, контролируя все аспекты экспансии. Вместо этого частные фирмы, в том числе и Caldari Corporation, и занимались исследованием солнечных систем, посылкой строительных кораблей, и последующей продажей территории колонистам. За каких-то 500 лет уровень контроля за солнечными системами у Gallanteans и Caldari почти сравнялся с результатами 2000-летнего труда Amarrians.
Jovians в свою очередь неохотно делятся информацией касательно технологии джамп-гейтов. Сегодня они используют джамп-гейты, действующие по тому же принципу, что и у всех остальных, но как или когда они заполучили данную технологию, до сих пор остается загадкой. Впрочем, есть одна интересная зацепка: согласно древним легендам Jovians, они уже использовали корабли, оснащенные джамп-технологией, еще до того, как пали древние джамп-гейты. Информацию же об оригинальных творцах джамп-гейтов легенда умалчивает.
Глава 3.
Принципы джамп-перемещения.
Джамп-гейты строятся вокруг искусственных "туннелей", которые создаются за счет использования гравитационных резонансов в системах с двумя звездами. Резонанс образуется за счет взаимодействия гравитационных полей двух космических объектов - чем больше масса объекта, тем сильнее получаемый резонанс. Расположение планет в солнечной системе, равно как и сложная структура пылевых колец, вокруг тяжелых планет, иллюстрируют этот резонанс.
В системах с двумя звездами существуют сильные резонансные феномены, когда гравитационные поля двух звезд в стабильной двойной формации интерферируют друг с другом, подобно волнам от двух брошенных в воду камней. Эти стабильные рисунки полей образуются стоячей волной, подобно той, что создается при колебании гитарной струны. Самый сильный резонанс образуется в точках 1:1 (первая гармоника), в центрах каждой из звезд. Вторая сильная резонансная точка - 1:2, или вторая гармоника, ровно посередине, между двумя звездами (предполагая равность масс двух светил).
В этих точках быстрое колебание гравитационных полей в разных направлениях создает мощный тензор энергии-импульса. В обычной ситуации это напряжение рассеивается в виде высокочастотной гравитоновой радиации и не создает заметных макроскопических эффектов.
Но если подобная зона напряжения сконцентрирована и направлена, то тензорное поле со временем выработается в быстрорастущее щупальцеподобное образование в континууме пространства-времени. Окончание щупальца, где искривление наиболее сильно, действует подобно магниту в пространстве-времени и при достаточном искривлении может спровоцировать образование подобного щупальца в удаленных зонах высокой концентрации гравитационных полей, после чего оба щупальца могут объединиться. Ближайшей аналогией для этого процесса является обычный удар молнии в землю, когда в момент удара канал энергоразряда провоцирует создание небольшой молнии "от земли", и оба канала объединяются где-то над землей, таким образом образуя энергопроводящий элемент.
Основным "двигателем" джамп-гейтов является так называемая масс-бозонная сфера, которая основана на одном из фундаментальных физических полей, что опосредует массу, таким образом, взаимодействуя с гравитационными волнами. Сфера заполнена бозонной плазмой, которая отражает гравитационные волны подобно зеркалу, отражающему свет. За счет регулирования плотность плазмы так, что она отражает высокочастотные гравитационные волны, излучаемые срезом тензора, достигается увеличение гравитационного напряжения внутри резонансной точки и последующее образование щупальца. Примерно так же действует лазер, в котором мощный когерентный поток энергии достигается путем заключения осцилляторов в отражающую оболочку.
Расстояние между концами "туннеля" зависит от массы солнц в бинарной системе и выбранной точки резонации. Для того, чтобы соединить два джамп-гейта, применяется метод проб и ошибок, занимающий порой долгие годы. Происходит это потому, что щупальце, созданное тензорныем полем, не может быть точно направлено. Но если создавать другое щупальце в соседнем джамп-гейте, не достигая критической точки, во время того, как растет основное щупальце, то вероятность соединения этих двух щупалец возрастает, пусть даже количество необходимых попыток все равно остается значительным. Подобный процесс напоминает воздвижение громоотвода в грозу для привлечения молнии.
Первый джамп-гейт, построенный Amarrians, был в определенном смысле ограниченным - после того, как был создан "тоннель" и корабль по нему проходил, требовалось создание нового "тоннеля" перед прохождением следующего корабля. Поскольку процесс соединения двух джамп-гейтов занимал дни или даже месяц, путешествия быстрыми не получались. Более поздние конструкции джамп-гейтов позволяли использовать открытый "тоннель" на протяжении большего количества времени, сегодня же мы можем открыть сразу несколько "тоннелей", соединяя один джамп-гейт сразу с несколькими его соседями.
В средней бинарной системе радиус досягаемости джамп-гейта составляет примерно пять световых лет, с учетом построения его на третьей резонансной точке. Более мощные джамп-гейты могут быть построены на второй резонансной точке, между звездами. Поскольку эти точки значительно дальше от солнечно системы (зачастую до 0.5 световых лет), и, главное, трудны в освоении, использовать их стали лишь недавно. С другой стороны, джамп-гейты, построенные в этих точках, обладают значительно большим радиусом действия.
Есть несколько строгих ограничений на процесс путешествия. Во-первых, джамп-гейты могут быть построены только в системах с двумя или более солнцами. Из-за этого одна из каждых трех систем не подходит для строительства гейтов.
Во-вторых, только один джамп-гейт может функционировать в одной и той же системе. Это связано с колебаниями резонансных полей, вырабатываемыми бозонной сферой - если более одной такой сферы находятся в пределах одной солнечной системы, обе становятся крайне нестабильными и выходят из-под контроля.
И в-третьих, корабли могут проходить через "туннели" только в том случае, если оба конца "тоннеля" присоед инены к джамп-гейту. Это значит, что корабли должны сначала долететь до точки строительства джамп-гейта обычным способом. Значительное искажение пространства внутри щупальца подвергает корабль серьезному испытанию, избавиться от этого можно только "выпрямляя" пространство непосредственно вокруг корабля - вот где масс-бозонная сфера играет свою вторую роль. Когда корабль проходит через масс-бозонную сферу, моноатомный слой бозонов остается на поверхности корабля. Этот слой защищает корабль от флуктуаций пространства в достаточной мере, чтобы уберечь его от разрушения. Хотя полностью устранить эти эффекты не удается, недаром бывалые космические путешественники говорят о характерном ощущении при прохождении через тоннель.
Глава 4.
Эволюция космических кораблей - первые джамп-драйвы.
Даже с использованием продвинутых систем ускорения космические корабли требовали дни и недели для перемещения между планетами солнечной системы, а посему многие пытались найти способ уменьшения времени путешествия.
Много разных принципов было перепробовано для увеличения скорости кораблей, но большинство из них были отвергнуты - либо из-за очень высокого расхода топлива и дороговизны, или же по причине ограниченного радиуса действия. Самый удачный вариант был разработан империей Minmatar, которая построила гейты ускорения, использующие гравитацию для "выстреливания" кораблями между планетами. За счет этого корабли получали достаточный импульс за гораздо меньшее время, чем раньше. Но Minmatars так и не научились строить джамп-гейты, так что их гейты ускорения были ограничены их собственной солнечной системой, где они до сих пор и работают. Minmatars начали работать над более крупными экземплярами гейтов ускорения, чтобы путешествовать между звездными системами, но так и не успели построить ни одного рабочего образца - Amarrians вторглись в их систему и поработили Minmatars.
Империя Amarr в свою очередь достаточно медленно развивалась в направлении ускорения внутрисистемных перемещений. Долгое время их корабли могли путешествовать в десять раз медленнее скорости света, скорости, которая тогда казалась им вполне достаточной. Наконец они нашли принцип, стоящий за джамп-технологией, причем нашли его практически случайно, при разработке нового оружия. Первый джамп-драйв Amarrians был построен примерно 300 лет назад.
Совсем по-другому обстояли дела у Gallenteans и Caldari. Их родные планеты были в одной и той же системе, что означало крайнюю важность развития торговли. Поэтому оптимизация процесса внутрисистемного перемещения была для них чрезвычайно приоритетной. Первый джамп-драйв, построенный инженерами Caldar более 600 лет назад, назывался Sotiyo-Urbaata Drive. Этот двигатель вкупе с более поздними его версиями значительно ускорил социальное и технологическое развитие как Caldari, так и Gallenteans, и вне всякого сомнения был одним из наиболее значительных изобретений.
Со времени своего первого появления, джамп-драйвы продолжали развиваться в направлении удешевления, надежности и эффективности. Впрочем, различие между Sotiyo-Urbaata Drive и современным двигателем не так уж и велико - оба работают на одном и том же принципе, оба позволяют очень быстрое перемещение внутри солнечной системы. Впрочем, только поздние версии джамп-драйвов многие считают подлинными джамп-драйвами, поскольку они позволяют кораблям пересекать солнечные системы, в которых нет джамп-гейтов. Эти революционные двигатели до сих пор еще являются дорогой редкостью и сочетают в себе принципы джамп-гейтов и джамп-драйвов.
Глава 5.
Путешествие быстрее света - каким образом это возможно?
Итак, каким же образом мы можем перемещаться быстрее света? Ответ был найден в процессе глубокого изучения квантумной электродинамики. Создавая "обедненный вакуум", то есть, обычный вакуум, как в космосе, но полностью лишенный энергии, после чего расширяя его, таким образом окружая корабль, мы получаем возможностью ускорять корабль за пределы скорости света через этот пузырек обедненного вакуума. Этот пузырек даже не то, что не обладает силой трения - напротив, действует так называемая сила антитрения, за счет чего вещи в нем двигаются быстрее, чем двигались бы в просто вакууме.
Все космические корабли оснащены устройством, джамп-драйвом. Джамп-драйв создает обедненный вакуум путем цикличного "сжатия" вакуума между двумя дисками, вытягивая из него всю энергию - нейтроны и кварки. После чего специальное поле удерживает пытающийся расшириться пузырек обедненного вакуума так, что он охватывает весь корабль. После того, как это произошло, корабль способен путешествовать быстрее скорости света. После некоторых экспериментов с технологией джамп-драйвов, возникли проблемы с навигацией. После преодоления скорости света стало трудно взаимодействовать с окружающим миром - для коммуникации или сканирования. Было поставлено множество экспериментов - например, с мультидименсионным радио, но все они в той или иной степени были неудачными. Непредсказуемая природа квантумной механики затрудняла процесс создания вакуумных пузырьков. Наконец, решение было найдено. Было обнаружено, что гравитационные конденсаторы подобные тем, что используются в системах управления джамп-гейтами, способны принимать гравитационные сигналы из "обычного пространства" в то время, как корабль находится на суперсветовой скорости. Пеленгуя конденсатором подобные сигналы, корабль устремлялся к нему, после чего пузырек вакуума постепенно рассеивался по мере приближения к источнику гравитации. Единственной проблемой было то, что подобными гравитационными маяками могли служить объекты значительного размера - такие, как луны или скопления астероидов. Также для точного наведения на точку назначения корабль должен двигаться по жесткой и узкой траектории. Это несколько ограничивало использование джамп драйвов, но по мере локации всех основных объектов в данной солнечной системе проблема постепенно исчезала. Более того, теперь стала возможным конструкция искусственных гравитационных колодцев на космических станциях и джамп-гейтах, так что корабли теперь не испытывают проблем с наведением на необходимые им объекты.
Дальнейшее исследование джамп-драйвов, особенно тех, которые пытались скомбинировать технологии, используемые для строения джамп-драйвов и джамп-гейтов, привели исследователей к конструкциям более совершенных джамп-драйвов. Теперь возможно оснастить корабль двигателем, способным к межзвездному путешествию. Первые версии этих двигателей позволяли соединить корабль с джамп-гейтом (так же, как это сделал бы другой джамп-гейт). Более поздние версии дажп позволяли прыгнуть из системы с джамп-гейтом, в систему, в которой джамп-гейта еще нет. Совсем же последние разработки, существующие пока в стадии прототипа, позволяют прыгать между системами, вообще не оснащенными джамп-гейтами. Первые версии настраивались на ближайшую точку резонанса в системе, создавая мини-тоннели на время прохождения корабля. Более продвинутые версии, которые позволяют перемещаться в систему без джамп-гейта, устроены чуть сложнее. Они посылают постоянный поток высокочастотных нейтронных лучей для разведки конечной точки перемещения. Подобное сканирование может длиться несколько дней, после чего корабль может создать тоннель и переместиться.
Глава 6.
Об авторе
Alain Embrosius Topher обладает научной степенью в области прикладной физики и экспериментальной психологии университета Caille на Gallente Prime. Topher подписал контракт с компанией по внешней космической разведке и провел двадцать лет, путешествуя по удаленным звездным системам, собирая астрофизические данные. Он всегда испытывал интерес к различным культурам и основной причиной его исследований была надежда обнаружения древних артефактов. До сих пор он не обнаружил артефактов старее нескольких тысяч лет и все они, без всякого сомнения людского происхождения.
Собрав значительную сумму за дни своих исследований, Topher наконец решил попытать удачи самостоятельно и провел несколько последующих лет за соединением нескольких многообещающих систем. Работа в одиночку или же с небольшим количеством помощников сделала эти путешествия опасным и посему интересным материалом. Topher заключил контракт с одной из крупнейших развлекательных сетей в Gallente Federation, чтобы издавать видео-программы о своих путешествиях. В то время они были значительно популярны, хотя отсутствие жукоглазых монстров и сокровищ вскоре охладило интерес публики. В силу этого Topher стал снимать более зрелищные видео сюжеты, забросив на время свои научные изыскания.
Topher был вполне доволен, жить жизнью видеозвезды, но, наконец, ученый в нем обратил на себя внимание. Чувствуя себя слишком старым для всех этих путешествий по заброшенным планетам, Topher занялся обучением и информационными клипами, зачастую в форме игр. И снова он ударил в десятку, в результате чего для миллиардов Gallanteans Topher является именем, ассоциирующимся со знанием и обучением.
Теперь, разменяв девятый десяток лет, Topher живет тихой академической жизнью. В видеосюжетах он появляется редко, вместо этого он концентрируются на непосредственно науке. Несмотря на то, что раньше его воспринимали как чудака со странными идеями, его последние исследования и публикации принесли ему заслуженное уважение ученого мира.
(c) eve-online.ru