В этой статьте мы рассмотрим десяток самых больших скандалов года – публичные события, которые вызвали самые большие обсуждения.
Видеоигры и музыкальный бизнес: кто кому больше нужен?
Глава Activision Бобби Котик (Bobby Kotick) развязал словесную войну против руководителя Warner Music Эдгара Бронфмана (Edgar Bronfman) на тему, помогают ли игры, такие как Guitar Hero, держаться на плаву музыкальным исполнителям, или же игры пойдут ко дну без песен. Бронфман утверждал что, учитывая, насколько музыкальные игры зависят от представленного трек-листа, количество отчислений, которое платит игровая индустрия «чрезвычайно мало», а Котик парировал, что такие комментарии «не оценивают того, как много мы сделали, чтобы привлечь к музыкальному рынку новую аудиторию».
Хотя популярность музыкальных игр в долгосрочной перспективе остается под вопросом, несомненно, что ни одна сторона не может обойтись без второй. Тем не менее, Котик указывает, что Guitar Hero: Aerosmith от Activision принесла группе больше дохода, чем любой из ее альбомов.
Музыка Корана в LittleBigPlanet
Media Molecule сообщает, что они почувствовали себя «расстрелянными и выпотрошенными», когда их давно ожидаемая LittleBigPlanet была задержана прямо на пороге релиза, потому что в саундтреке игры были обнаружены звуковые выдержки из Корана, священной книги ислама. Многие мусульмане считают, что использование Корана в музыке – оскорбление, хоть исполнитель песни Тумани Диабат (Toumani Diabate), сам мусульманин, имеющий премии «Грэмми», подробно объяснил использование контекста в своей музыке. Паранойя? Может быть, но тем не менее, не одна группа мусульман поблагодарила Sony за решение быть сверх-уважительной, а фанаты стонали от задержки на несколько дней.
Предложения Electronic Arts на покупку Take Two
Великая битва за судьбу Take-Two продолжалась целый год. Ставки много раз обновлялись, в компанию делались FTC-вливания, спортивная монополия тревожилась, соглашения были неокончательными и, наконец, последовала сдача. Враждебная попытка захвата привлекла внимание Уолл-стрита из-за своей похожести на попытку Microsoft купить Yahoo!. Но привлекла она и любителей игр, по больше части из-за того, что глава EA Джон Риччитьелло назвал «рассказом о личностях» - картины двух могущественных директоров, каждый из которых отказывался сменить свою позицию. Даже аналитики сомневались, что личность не играла влияния в тех или иных аспектах борьбы. Будущий год несомненно прольет свет на мудрость позиции обеих компаний.
Крушение DRM на Spore
Поклонники ждали последний проект Уилла Райта еще с 2005 года. Но запуск Spore вызвал не столько дискуссии об ее игровой механике, как огненный ураган скандала вокруг ее цифровой системы поддержки прав (DRM). Те, кто противостояли относительно жесткой DRM игры, нанесли ответный удар, наградив игру на Amazon отрицательными обзорами – и одно время снизив пользовательскую оценку до единственной звезды.
Что еще важнее, проблема Spore пролила свет на то, насколько сложно обстоит дело с проблемой игрового пиратства. И подняла важность таких организаций, как PC Gaming Alliance, которые определяют, насколько влияет пиратство на продажи, и как его измерить. В итоге новостной сайт BitTorrent – TorrentFreak – объявил, что Spore – самая подверженная пиратству игра за всю историю, а доморощенные аналитики голословно объявили, что игре вообще изначально было суждено быть наказанной за такие методы защиты.
Скандал с упоминанием разработчиков в Mythic
Mythic Entertainment навлекла огонь на себя, когда обнаружилось, что в ее новой MMO – Warhammer Online: Age of Reckoning содержит в титрах имена только тех членов команды, которые работают на компанию в настоящее время. Такой ход Международная Ассоциация разработчиков игр (IGDA) не замедлила объявить «бессовестным». Дискуссия развернулась на тему: если упоминать в титрах всех, работавших над проектом, независимо от их текущего статуса, не уберет ли это стимул работника оставаться в компании до конца проекта? Член совета IGDA Дженнифер МакЛеан назвала такое умозаключение «произвольным, нечестным, а в ряде случаев даже провокационным… они просто не могут держать удар». В итоге Mythic стала студией, которой принадлежит место в первых рядах тех, кто тщательно отмечает участников проектов. Она объявила, что собирается создать онлайновую базу данных, в которой будут перечислены имена всех работников, которые участвовали в их проектах. МакЛеан из IGDA позднее принесла извинения Марку Якобсу из Mythic.
Итагаки разбирается с Tecmo
Известный своими играми Dead or Alive и Ninja Gaiden, а также скандальными высказываниями о работе других разработчиков Томонобу Итагаки провозгласил, что ему обещали 1.4 млн. долларов в качестве премии от Tecmo за завершение работы над Dead or Alive 4. Итагаки немедленно расторг контракт и подал в суд на компанию, что, возможно, подало и другим идею разборок с Tecmo. Вскоре после этого еще триста работников подали коллективный иск на компанию за неоплаченную сверхурочную работу и незаконный рабочий график с «гибким рабочим временем». Tecmo еще не закрыла процесс с Итагаки, но пока что заткнула рот говорливому разработчику судебным приказом о неразглашении обстоятельств.
«Прекращайте давать интервью»
Перепалка разгорелась внутри Activision вокруг серии Call of Duty, когда, продвигая Call of Duty: World at War, старший продюсер со стороны издателя Ноа Геллер очевидно, слишком много сказал на чей-то вкус, когда говорил о недостатках CoD4, которые должен устранить CoD5. Роберт Боулинг, менеджер по связям разработчика CoD4, Infinity Ward, поместил статью в своем личном блоге, где призывал Геллера «прекращать давать интервью» и «продвигать СВОЮ игру», а не сравнивать ее с другими.
Он также обратился с просьбой к прессе, чтобы они перестали брать интервью у Геллера – которого он обозвал «Главной супервонючкой» - и говорить вместо этого напрямую с командой разработчиков CoD5 – Treyarch.
Уилсон и Ромеро вспоминают прошлое
Когда создатель Doom Джон Ромеро назвал «придурашными выходками» работу бывшего коллеги по Ion Storm Майка Уилсона в его ныне закрытой компании Gamecock Media Group, Уилсон не замедлил с ответом. Он написал открытое письмо в веблог потребителей Котаку, подняв старый аргумент: а кто писал все эти дурацкие элементы в Daikatana?
Уилсон выкопал промахи Ромеро, предложив всем желающим взглянуть изнутри на давний спор. Публичный скандал включал весьма неприглядное кидание грязью с обеих сторон, удары в спину и множество публичных вскрываний старых нарывов. Противно.
Нелегальное соглашение об ограничении зарплат в Монреале?
Бывший работник Eidos связался с издателями в Монреале, предлагая «союз», чтобы «избежать борьбы за высокую оплату, что пойдет только на пользу работникам». Этот работник, Флавия Тремблей, предположительно уже не числилась в штате Eidos в тот момент и все еще неясно, удалось ли ей убедить какие-нибудь компании в Монреале пойти на нелегальное соглашение об ограничении зарплат или нет.
Тем не менее, Тремблей, которая работала на Ubisoft до того, как перешла в Eidos, затем была нанята Ubisoft обратно, и самая свежая информация говорит о том, что она по-прежнему там работает. Большинство участников держит рот на замке, но разве рабочее место Тремблей не говорит, что ее усилия не прошли даром?
Массовый исход из ESA
За прошедший год Ассоциация развлекательных программ (ESA) увидела уход приличного количества ведущих команд, включая Activision, Vivendi и LucasArts. Сопутствующая дискуссия предполагает, что большие издатели начали задаваться вопросом, в чем плюс такой ассоциации – и сопутствующего события E3, которому все сложнее было найти свое место, несмотря на изменения в структуре за последние годы.
Отказ издателей принес волну вопросов о месте нового президента Майка Галлагера, назначении и будущем Е3 и снижении цены членства в ESA, которые, возможно, заставили ассоциацию провозгласить, что они постараются вернуть Е3 ко временам ее былого блеска и славы в 2009. Следующий год будет для ассоциации ключевым в плане возможных ответов на неудобные вопросы.