Они были инди. Они заполонили всю индустрию.
На что нормальные геймеры жалуются летом? Очевидно, на недостаток игр. Ни для кого не секрет, что мейнстрим летом... ну, не то чтобы вымирает, но этот сезон не любит. Именно поэтому он так нежно любим многими инди-рзработчиками — меньше шанс, что в день релиза тебя зашибёт какой-нибудь Mass Effect.
В конце прошлого года мы уже составляли топ-10 инди-игр. В этом году уже одних лишь «самых-самых» больше (!) чем такой топ в принципе способен был бы вместить. И что это значит? А это значит, что промежуточные итоги мы подводить будем уже сейчас. Самые интересные инди-игры 2011 уже здесь. Чуть менее интересные тоже здесь, но под спойлерами.
Начинаем.
Январь
Monday Night Combat
Смесь Team Fortress 2 и любой «башенной» игры. Сделано довольно качественно, но множество неприятных мелочей начали рушить всю идею, как карточный домик. А там и прямой конкурент подоспел.
Вице-игра месяца: NightSky
Я писал на эту игру отдельный обзор. Она не зря получила свою награду за дизайн: NightSky очень, очень красиво исполнена. Мы играем за некий шар, которому очень нужно докуда-то добраться. Довольно неплохая длительность игры, разнообразные и, что удивительно, почти идеальные по сложности препятствия... чего ещё надо для счастья?
Игра месяца: SpaceChem
Логическая, зубодробительная, мозгопереламывающая игра. Каждый уровень она поочерёдно заставляет игрока чувствовать себя то полным идиотом, то гением. Простая, казалось бы, задача — сделать из элемента X элемент Y раз за разом усложняется. Количество инструментов жёстко ограничено, но как именно будет достигнута цель, никого не волнует. Игра, в которой «костыльный метод» — не прихоть, а порой единственное решение.
Отличная музыка, сногсшибательная (для такого-то жанра) графика и наличие сюжета только ещё ближе пододвигают SpaceChem к почётному званию «инди-игра года». Впрочем, ещё не вечер...
Прочие: APOX (многопользовательские инди-игры пока что стабильно проваливаются), Who's That Flying?!*, Zeit²*, Trino*
Февраль
CreaVures
CreaVures обладает довольно-таки необычным и красивым графическим стилем. Увы, на этом её достоинства кончаются: в остальном это самый заурядный платформер с делением на уровни, хотя и с несколькими разными персонажами. Но красивый, этого не отнять.
Игра месяца: BIT.TRIP RUNNER
«Run, Forest, run!» Примерно так так можно описать игровой процесс. Пригибаемся да прыгаем. Игра — порт с консолей, так что такая лёгкая примитивность управления имеет под собой объективную основу. В целом по духу похожа на остальные игры серии и испытывает в первую очередь реакцию. Лично мне почему-то напомнила ранние игры серии «Домовёнок Кузя» (Гусары, малчать! :)
Собственно, на этом месяц заканчивается.
Март
Fate of the World
Ранее я уже писал обзор на «Судьбу мира». Экологическая пошаговая стратегия. Казалось бы, безумие, но... мирно повоевать сразу со всем миром — уникальная возможность. Увы, прихрамывания в реализме и относительно малое количество сценариев не дают полностью развернуться. Но угробить мир парниковым эффектом и спасти от нефтяного кризиса можно хоть сейчас.
Игра месяца: Atom Zombie Smasher
Самым близким аналогом игре можно было бы назвать Tower Defense. С той лишь поправкой, что врагов, напирающих со всех сторон, уничтожать всех не обязательно. Главное — спасти «своих» и не дать зомбям инфицировать окружающих.
Для этих целей игроку даётся десяток различных инструментов работы — неизменный спасательный вертолёт и случайным (или ручным, в зависимости от настроек) образом выдающихся 3-4 атакующих: от артиллерии и мин до снайперов и приманиволок. Благодаря случайно составляющимся картам «мира» в целом и локаций в частности, а также множеству настроек, игра обладает высокой реиграбельностью.
Прочие: Dinner Date*, B.U.T.T.O.N.*, Cloning Clyde (очередная вариация «Леммингов»)
Апрель
Your Doodles are Bugged!
Смесь Crayon Psychics Deluxe и классических «Леммингов». Дорисовываем уровень, чтобы местные тараканы могли добраться до точки сбора. Вообще, иногда эта задача далеко не так тривиальна, как может показаться (в том числе и из-за довольно посредственного управления, как бы дико это не звучало для подобной игры), но «хардкором» тут и не пахнет. Что не мешает игре быть крайне обаятельной.
Sanctum*
Идеологический конкурент Monday Night Combat. Только без деления на классы и с резким уклоном в сторону именно «башенной» тактики. Рекомендуется играть в кооперативе. Главный недостаток: мало карт.
Вице-игра месяца: Anomaly: Warzone Earth
А вот это уже идеологический противник Monday Night Combat. Причём дело вовсе не в том, что в этой игре вид сверху. А в том, что здесь имеет место быть... перестановка ролей. Да-да, всё правильно: наша задача — прорваться. В распоряжении игрока есть командир отряда. А у него в ограниченном распоряжении есть собственно отряд. Разнообразные способности прилагаются.
Игра месяца: Эврика!
От создателей «Мор. Утопия» и «Тургора»... нет, я не перепутал скриншоты, разработчики действительно срулили в довольно неожиданную сферу. Краткий сюжет: боги невзлюбили человечество, убрали на Земле гравитацию, создали новую «высшую расу» и назвали её гнобами. Блок сюжета окончен.
Играем, впрочем, мы за человека. За девушку. За девушку-инженера. Зовут её Флокс, к слову. Под мудрым руководством старшего товарища Флокс потихоньку примагничивает здания мирового значения обратно. Дело в том, что когда гнобы испытывают счастье, они каким-то образом создают вокруг себя нормальное притяжение. Что характерно, испытывают счастье они почти от всего, в том числе и от пинков.
По ходу действия придётся создать далеко не один механизм, в том числе и с применением гнобов. В целом, игра оставляет приятное впечатление, несмотря на некоторые недоработки и общий сюрреализм происходящего. Но после Тургора лично я ждал от разработчиков чего-то большего.
Май
Inside a Star-filled Sky
«Представьте, что вы можете зайти в любой предмет на уровне и обнаружить внутри него новый уровень. А теперь представьте, что на этом уровне вы находите новый предмет и можете вновь попасть внутрь него, оказавшись на еще одном уровне». Тот уникальный случай, когда описание уникально точно соответствует делу. Примитивная на первый взгляд «стрелялка» элегантным движением движка превращается в весьма интересную штуку. Можно залезть в любого врага, разгрызть его изнутри, вылезти наружу и добить. Или залезть ещё глубже. И ещё. И ещё. И... да, я уже сказал, что вы можете залезть ещё глубже?
Игра бесконечна. С одной оговоркой: разработчики утверждают, что теоретически рано или поздно игра всё-таки зависнет на почве переполнения. Где-то лет через пятьдесят непрерывной игры. Плюс-минус. Желающие попробовать есть?
Fortix 2
Просто отличная игра. Римейк Qix (PC-геймеры знают её под названием Xonix) из далёких восьмидесятых. Есть некое прямоугольное поле, внутри которого есть замок и (как правило) драконы. Задача нашего рыцаря — «отсекать» куски прямоугольника, чтобы в итоге замок оказался в нашей власти. В процессе можно таким же методом активировать катапульты или бонусы и убивать (точнее, «захватывать») врагов. Это действительно увлекательный процесс. У второй части можно выявить лишь один минус: принципиальных отличий от первой части, кроме графики, нет. А стоит она в десять раз меньше (один доллар.
Hamilton’s Great Adventure
Скорее всего, все мы в том или ином виде встречались с
The Tiny Bang Story
Отличить инди от AAA-проектов по графике с каждым днём всё сложнее и сложнее, а «Теория Крошечного Взрыва» — очередное тому подтверждение. Очень красивый и стильный квест с обильными элементами жанра «найди предмет» и множеством мини-игр. Увы, вечный бич жанра — «охота за пикселями» — не минул эту игру. Так что периодически всё же придётся обращаться к кнопке помощи. Она заполняется методом кликанья по летающим мушкам (такой вот пламенный привет World of Goo), так что злоупотреблять не получится: никакого терпения не хватит.
Вице-игра месяца: Frozen Synapse
Несмотря на свой сильно завышенный (25 долларов) ценник, в этой игре есть на что посмотреть. Эдакие «шахматы по переписке» с одновременным ходом. Если вы играли в ранние игры серии Rainbow Six, то, возможно, помните тактические карты перед операцией. Можно было даже боевую часть всю опустить: понатыкать точек на всю-всю карту, чтобы уж наверняка и, попивая чай, смотреть за происходящим...
Вот здесь у нас примерно то же самое. Только мы даём команду не на всю партию, а лишь на несколько секунд вперёд. То же самое, если мы играем в сетевую игру, делает и противник. Вы можете прорисовывать у себя предполагаемые действия противника, но, как говорится, «ни один план не выдержал проверку боем». Можно играть одновременно несколько партий, если ваши противники не так быстры, как вы.
Игра месяца: Terraria
Вряд ли тут нужны какие-то комментарии. Эдакий 2D-MineCraft. С той лишь поправкой, что если в MineCraft живут, то Террарию — покоряют. Если вы всё же как-то умудрились проморгать этот инди-шедевр, можете ознакомиться с обзором на него.
Прочее: iBomber Defense*, Ancients of Ooga*, Dwarfs?! (чем-то похожа на Dwarf Fortress), Steel Storm (слабенький боевичок с видом сверху), LUME
Июнь
Почти все инди-игры июня имеют лёгкий привкус сюрреализма. Или, как минимум, действительно странные концепты.
Vertex Dispenser
Дикий аналог культовой игры «Точки». На самом деле, похож он на неё мало, но ничего ближе мне вспомнить не удалось. Некое абстрктное игровое поле состоит из точек. У нас есть кораблик, который может их захватывать, переходя между ними. Три точки рядом — перекрашивается треугольник. Есть ряд спецспособностей вроде охранной башни или миньонов. Задача — уничтожить врагов. Играется в общем-то интересно, но несколько... странно. Успех сильно зависит от вашей реакции и микроконтроля (да-да, даже несмотря на единственного подопечного и ограниченность передвижений).
Вице-игра месяца: Proun
Лайт-версия Super Meat Boy. Конечная задача разнится в зависимости от выбранного режима игры, но суть остаётся неизменной: есть шарик, которым мы управляем, есть, гм, трос, по которому он может катиться со всех сторон, гордо плюнув на все законы гравитации, и очень много препятствий, понастроенных вокруг этого троса. Во всех игровых режимах нужно вжимать педаль газа и гнать вперёд. Если врезались — шарик резко теряет в скорости.
Скоростей игры в общей сложности четыре. Самая медленная — «Fast», что как бы намекает. Игра, к слову, распространяется по модели «плати сколько хочешь» на
Игра месяца: Jamestown*
Есть такой жанр: скроллеры. Те самые стрелялки, в которых кораблик движется куда-то в неизвестность, а на него напирают и напирают сотни врагов... Когда-то подобные поделки можно было встретиться на каждом втором мобильном телефоне.
Jamestown — представитель именно этого жанра. Модный в последнее время у инди-разработчиков ретро-стиль, классический игровой процесс и крышесносящий, хоть и небогатый, сюжет. Если вкратце, то игра повествует о захвате Нового Света, только в роли оного в Jamestown Марс. С коренными марсианами. Исторические персоналии, внезапно оказавшиеся в космосе, прилагаются.
Из недостатков можно отметить несколько «скачущую» сложность игры. Кому-то ещё может не понравиться графическое исполнение, больно уж оно своеобразно. Но в общем и целом, игра рекомендуется к ознакомлению.
Прочее: The Cat and the Coup*, Solar 2*
Июль
Dungeons of Dredmor*
Игра в жанре roguelike. Отлично сделанная и обладающая графикой. Более добавить нечего, если вы знакомы с жанром, то всё остальное вы и так уже можете представить. Если не знакомы, но хотите познакомиться, то Dungeons of Dredmor — отличный выбор для этого. Если совсем-совсем не знакомы, то можете прочитать полноценный обзор на игру.
E.Y.E: Divine Cybermancy*
Боевик с элементами ролевой игры. На протяжении всего прохождения перманентно вводит игрока в состояние когнитивного диссонанса. Выражаясь проще: понятно, что ничего не понятно. Огромное количество умений и запутанный сюжет со смазанной концовкой не делают игре чести. Однако если это вас не пугает, сама по себе E.Y.E. действительно качественная и интересная игра.
Игра месяца: Runespell: Overture
Если взять Puzzle Quest и заменить шарики на карты... в общем да, мы получим нечто похожее на Runespell: Overture. Игра состоит из череды боёв с небольшими перерывами на диалоги. На поле боя есть 10 стопок карт, половина из которых наша. Задача — собрать из этих стопок что-нибудь убойное из пяти карт по правилам покера.
Игра является смешением Puzzle Quest, покера и — прости меня, святой Коннектий, но это действительно так — пасьянса. Результат немного дикий, но вполне жизнеспособный и симпатичный.
Прочее: Lucid, Defy Gravity Extended*, Dead Horde* (больше всего похожа на Shadowgrounds), Tobe's Vertical Adventure (неплохой, в принципе, ретро-платформер, очень сильно страдающий от наикривейшего управления), Legend of Fae, Chantelise - A Tale of Two Sisters*
UPD: При создании дайджеста была пропущена игра Cubium. Ввиду её гениальности и нерасторопности автора поста, она будет описана в дайджесте за следующее полугодие.
Август
Bastion*
Графический подход а-ля wakfu, изометрический вид а-ля Magicka, отличный геймплей а-ля... хм. Ну, в общем-то тоже чем-то похожий на Magicka, но с рядом оговорок. Очень красивая и очень качественная игра, разве что система сохранений подкачала. На сайте есть обзор игры.
Trauma
Игра-концепт, игра-эксперимент. Необычное графическое исполнение, основанное на множестве фотографий, «символьный» принцип прохождения, пришедший напрямую из «Тургора» и печальная история одной девушки...
Эту игру нельзя оценивать, она не имеет прямых аналогов. Это нужно просто видеть. На сайте есть обзор этой игры.
Вице-игра месяца: Hacker Evolution Duality
Сиквел Hacker Evolution, который, в свою очередь, вдохновлялся идеями незыблемого Uplink. Несмотря на то, что с графической точки зрения «голливудщины» с каждым разом всё больше и больше, суть осталась неизменной: хакаем, ломаем, обходим защиты, тащим информацию (которая, как известно, правит миром), заметаем следы, получаем деньги, апгрейдимся...
Если DDoS, Firewall, sudo и прочие подобные страшные слова для вас не так уж и страшны, то эта игра сделана для вас. Здесь и мультиплеер есть, к слову. Простому смертному разобраться во всём этом будет на порядок сложнее, но тоже реально. Только начинать тогда нужно с лёгкого уровня сложности и одиночной игры...
Игра месяца: Limbo
Бывший эксклюзив для XBox 360 всё-таки перестал быть эксклюзивом. Тоже игра-эксперимент, делающая ставку в первую очередь на стиль. Но это не значит, что пострадали какие-то другие составляющие: LIMBO — редкий пример игры, в которой всё на своём месте.
Конечно, у неё тоже есть свои недостатки, но не отметить её вклад в игровую индустрию и вечный вопрос «Можно ли считать игры искусством?» невозможно. В блоге игры есть обзоры и прохождение.
Прочее: Avadon: The Black Fortress*, Blocks That Matter*, Alien Hallway*
На этом наш краткий экскурс в инди-игры этого года завершён. Ввиду того, что мы добрались до сегодняшнего дня. Но ведь год ещё не окончен, а это значит, что инди-разработчики ещё успеют нас поудивлять и порадовать, несмотря на осенний вал AAA-игр.