К моменту, когда подвели итоги КБНиВТ за май-июнь, я наконец-то разделалась со своим призом, полученном в КБНиВТ за март-апрель. Если вдруг кто-то не знает или не помнит - на прошлом забеге разыгрывались книги по игровым вселенным при спонсорской поддержке издательства "Азбука". Вашей непокорной приехали три небольших кирпичика по вселенной Sacred: "Кровь Ангела" и "Звездная Долина" от Стива Виттона, а также "Эльфийские Врата" Майкла Пэрриша. И настало время для небольшого лит-обзора, которых я давненько уже не писала.
Довольно занятно, надо сказать, обозревать книги по игре, в которую не довелось поиграть. Тем больше, пожалуй, возможности рассмотреть их художественность, не вникая в то, насколько они ценны как "DLC".
"Кровь Ангела", собственно, рассказывает о том, как Зара повстречала Фракса и как он ее втянул в охоту на кровожадную бестию, безжалостно вырвавшую сердца уже дюжине ни в чем не виноватых сельских девственниц. Героям потребовалось не так уж и много времени, чтобы понять, что это не просто охотничьи инстинкты голодной лесной зверушки, а к делу приложил руку именно человек. Но выяснить, чей нездоровый разум породил хищника, это дело второстепенное. Куда как проще заниматься расследованием, когда не надо переживать, что еще какая-нибудь невинная дева лишится сокровенного... Гусары, молчать!
Игравшим в первую часть Ведьмака чтение "Крови Ангела" может подарить некоторое ощущение "déjà vu": очень уж беготня Геральта за баргестами и Зверем в предбаннике Вызимы мимо сварливого Преподобного схожа с тем, как Зара и Фракс разыскивают бестию уже в своих краях, то и дело слушая проповоди местного святоши, призывающие покаяться, "ибо грядет". Тут может появиться закономерный вопрос: с одной стороны, Sacred появился раньше Ведьмака; с другой стороны, ведьмачья сага родилась значительно раньше Sacred... Имели ли место какие-то творческие заимствования, или сюжеты действительно закончились?
Если же задушить глаз рассудка, вопящий о том, что я где-то когда-то нечто подобное уже видела, то в итоге останется насыщенная красочными мордобоями, но в целом незамысловатая история, скрашенная слегка работой переводчика, у которого на половину испытываемых персонажами эмоций было только одно средство выразительности: когда герои книги начинали что-то чувствовать, у них сразу начинало что-то ползать по лицу. То уголки губ, то брови, то еще чего-то куда-то целенаправленно ползло.
Если не знать заранее, что в итоге все закончится хорошо, то довольно занятно наблюдать за текстовыми описаниями сражений. Сразу вспоминаются "Украденный трон" и "Призыв" Гейдера, где, вопреки здравому смыслу, скромный отряд едва волочащих ноги бойцов с легкостью выносит превосходящих по силам и количеству противников. Так вот, у Виттона такой мерисьюшности нет, слава богам Анкарии. Он, похоже, вполне четко осознает, что даже хорошо обученный боец без самой крайней на то нужды не станет выходить в одиночку против группы. И когда таковая нужда настигает его персонажей, они вполне нешуточно получают по сопаткам и из передряг выбираются разве что чудом. А иногда с неба в леса Анкарии падают рояли...
Третья книга - "Эльфийские Врата" Майкла Пэрриша - показательный гайд по ксенофобии и межрасовому троллингу. В этой повести почти такая же разношерстная компания из серафимы, человека и на сей раз уже дворфа идет туда, куда Макар телят не гонял, с не известными никому, кроме серафимы, целями. Оригинальностью сюжет не блещет: рабу, живущему гладиаторскими боями в ожидании, что когда-нибудь на арену против него выйдет кто-то сильнее, быстрее и ловчее, предлагают подкупающий своей новизной выбор. Прожить остаток дней в неволе и оказаться убитым на потеху богачам или согласиться на опасную аферу, которая может принести ему гибель значительно раньше, чем ее принесла бы арена. Однако, во втором случае, погибнет он уже свободным человеком без оков рабства.
В целом, надо сказать, книга достаточно глупая. По правде говоря, книги Виттона умными назвать тоже язык не поворачивается, но здесь глупость действительно бросается в глаза. Читается повесть легко и быстро, но в финале остается легкое недоумение. Хочется возвести очи горе и возопить: что это, Бэрримор?! Неясно, на кого спускать собак: на Пэрриша или переводчика в "Азбуке", но "Эльфийские врата" - бескрайний луг, на котором невозбранно цветет своим бурным цветом сладкая мерисья: опять вернулись непобедимые герои, которые постоянно выходят сухими из воды едва ли не в прямейшем смысле и всю дорогу самозабвенно хабалят - в лучших традициях нашего отечественного женского юмористического фентези. Душой кривить по поводу этой книги не стану: читается она действительно легко и быстро, но самое стратегически важное - перед началом чтения вынуть и убрать куда-нибудь подальше мозг, он будет только мешать. Сразу возникнут вопросы, появятся замечания, начнет расти желание пожать кому-нибудь горло... а если голову не включать - то все прекрасно. Увлекательно, читабельно, динамично, драйвово.
Подводя черту подо всем вышесказанным, возьмусь утверждать следующее. Для понимания всего, что происходит на страницах книг, не надо быть досконально знакомыми со вселенной Sacred. Возможно, знатоки серии смогли бы отыскать в тексте аллюзии и отсылки и тонкую игру намеков на что-либо сокрытое от глаз чуждого Анкарии читателя. Но в целом - фентези как фентези, без откровений. Противопоказаний к чтению особых вычленить не удается, и это уже хорошо. Значит, вы вполне можете выделить денек на изучение этих трех книг. Больших затрат по времени не потребуется. В конце концов, боевички под попкорн - чем не способ скоротать выходной?