Разгоняя «облака». Обзор облачного игрового сервиса Playkey
Как вы помните, прошлым летом ваш покорный слуга посетил презентацию облачного игрового сервиса Playkey. С тех самых пор прошел без двух месяцев год, и мне захотелось узнать дальнейшую судьбу проекта. Не потонула ли многообещающая разработка в пучине нереализованных амбиций своих создателей? Удалось ли сервису прорваться сквозь пелену неопределенности, или его основатели и по сей день витают в «облаках», будучи не в силах бороться с суровыми реалиями отечественного рынка? Давайте разбираться.
Для начала напомню вам,
СGS уже давно присутствуют на мировом рынке. Продвинутые пользователи наверняка слышали о таких сервисах как Playcast и G-cluster Global, а Gaikai и OnLive известны и массовому потребителю. Вот только два последних бренда постигла печальная судьба. Gaikai оформился как достояние истории еще в 2012 году, продавшись с потрохами Sony и став удобрением для PlayStation Now. Что касается OnLive, то руку к закрытию сервиса (о чем было объявлено буквально на днях) приложила все та же ненасытная Sony: важные технологии были выкуплены, а все остальное – подготовлено к ликвидации. Судя по всему, корпорация всерьез решила захватить рынок облачных игровых сервисов, устранив глобальных конкурентов. Но Playkey в ближайшие несколько лет не стоит волноваться за свою судьбу – бренд новый, развивающийся, да к тому же локальный, что автоматически защищает его от довлеющего интереса со стороны более крупных игроков.
На данный момент большая часть дата-центров Playkey располагается на территории России, а именно в Перми, Уфе и Москве. Демонстрационные серверы для показа западной публике также установлены в Лос-Анджелесе и Амстердаме. Сам сервис – сугубо отечественная разработка. Реализация идеи по созданию российского CGS началась еще в 2012 году, а в течение всего 2014 года сервис находился в режиме открытого бета-тестирования. Наконец, на рубеже 2014-2015 гг. проект достиг стадии релиза, запустившись в коммерцию. Тут бы разработчикам и развернуться в полную силу, но продвижение по некоторым стратегически важным для компании направлениям стало пробуксовывать.
Та же интеграция решения Playkey в IPTV-сети отечественных операторов, о чем так много говорилось в ходе прошлогоднего мероприятия, оказалась более затратным и трудоемким делом, нежели рассчитывали разработчики. В результате компания «Игровые решения», владеющая брендом Playkey, даже задумалась о
Весной этого года разработчики рассчитывают полноценно запустить сервис на приставке одного из крупнейших российских операторов Дом.ru TV второго поколения. Также до конца года создатели сервиса хотят появиться в сети оператора «Башинформсвязь» (бренд Bashtel), главным акционером которой является телекоммуникационная компания «Ростелеком». Помимо ведения деловых бесед с операторами IPTV-сетей, разработчики Playkey тесно общаются и с производителями Smart TV. Здесь уже есть результаты – сейчас сервис проходит тестирование на телевизорах LG. Постепенно приближаются разработчики и к созданию собственной недорогой приставки PlaykeyBox, благодаря которой пользователь сможет играть с экрана обычного телевизора.
В настоящий момент сервис доступен только на устройствах, работающих на Windows XP\7\8 и Mac OS. Но в обозримом будущем список доступных платформ будет только расширяться. Уже точно известно, что до конца 2015 года планируется подключение Linux и Android, а в 2016 к списку добавятся и устройства на базе iOS. Тут уж принцип кроссплатформенности покажет себя в полной мере. Игра разрабатывалась для PS3? Ничего, поиграем в нее на компьютере. Ну, а если нужда вывела нас за пределы родных стен, берем родной планшетик и продолжаем увлекательное путешествие по виртуальным пенатам. Главное, чтобы скорость интернета была приемлемой: от 5 Мбит/с до 15 Мбит/с.
За прошедшие десять месяцев ассортимент игр
Из интересного можно отметить три игры в серии Batman: Arkham, файтинги Street Fighter X Tekken и Mortal Kombat Komplete Edition, космическую стратегию Galaxy on Fire 2, экшен Ghost Recon: Future Soldier, симулятор истребления орков Orcs Must Die 2 и еще с десяток неплохих наименований. Ну и, конечно же, онлайн-игрушки – в Playkey они представлены World of Tanks, World of Warplanes и War Thunder. В скором времени к ним примкнет MMO-шутер Planetside 2 и отечественная MMORPG «Аллоды Онлайн».
Забавный момент: оценить free-to-play проекты (например, War Thunder) без оформления подписки Playkey нельзя. Тем не менее, народ не жалуется, и даже наоборот, всячески хвалит разработчиков за возможность поиграть в любимые игры посредством облачного сервиса. И причины тут самые разные: кому-то лень скачивать клиент, у кого-то вечно не хватает места на «винте», но все же основную категорию потребителей составляют люди, у которых просто-напросто слабая игровая система. Ну не тянет игруля, хоть ты тресни. А тут такой подарок судьбы – и всего за 399 рублей.
399 рублей – это стандартная подписка на месяц, дающая право играть во все проекты, представленные в каталоге. До 1 мая и вовсе действует скидка в 50%, и стоимость «лицензии» составляет символические 199 р. Режим аренды, о котором говорили разработчики еще в середине прошлого года, пока так и не был введен. Когда тот появится – а это, судя по всему, дело ближайшего будущего, – пользователю будет позволено выбирать отдельные игры из списка. В этом случае стоимость каждого тайтла будет куда ниже подписки в целом.
Оценить любую игрушку, не прибегая к подписке, можно в рамках 30-минутного trial-периода. Но у Playkey имеются и абсолютно бесплатные наименования игр – зайти и поиграть в полную версию каждой из них можно хоть сейчас (потребуется только регистрация). Что удивительно, тут попадаются весьма достойные тайтлы: упомянутые уже Street Fighter X Tekken и Ghost Recon: Future Soldier, Remember Me, F.E.A.R. 3, Prince of Persia и другие.
Перед запуском игры мы можем проверить качество соединения с помощью встроенного в тело портала Playkey приложения. Для комфортного времяпровождения требуется стабильное интернет-соединение не менее 5 Мбит/с. Оптимально – 15 Мбит/с и выше. Если все в норме и система не ругается, нам остается лишь нажать на кнопку «Играть». Активация проекта в большинстве случаев проходит в течение пяти-семи секунд, но скорость соединения с сервером во многом зависит от удаленности пользователя от дата-центров Москвы, Уфы и Перми. Живешь во Владивостоке? Дерзай, но на все прелести сервиса не рассчитывай.
Каким бы качественным не было соединение между сервером Playkey и клиентским приложением, максимум, на что пользователь пока может надеяться, так это на HD-качество трансляции (720p), разрешение 1280 х 720 пикселей и 30 кадров/с. Не next generation, но вполне приемлемо, если учесть, каким образом мы получаем «картинку». В большинстве игрушек можно менять графические настройки, но манипуляции с ними, как правило, ни к чему существенному не приводят. Хотя эксперименты со сглаживанием частенько дают положительный эффект – изображение становится четче и приятнее глазу.
Установка дополнительных мощностей (в ноябре 2014 года количество серверов в Москве и Уфе увеличилось в три раза) помогла обеспечить стабильную работу сервиса на территории европейской части России и за Уралом. Появление «артефактов», тиринг (наползание кадров друг на друга) и обрушение картинки – все эти неприятные казусы уже давно перешли в разряд исключений, хотя в часы пик (будними вечерами и в выходные) нет-нет, да и проскочит битый пиксель, а картинка смажется. Но если сравнивать с тем, что было еще шесть месяцев назад, то сдвиг в положительную сторону очевиден. Что касается скорости отклика, то тут проблем – при соблюдении всех условий – не бывает практически никогда. Игра по ту сторону кабеля мгновенно откликается на наши команды – это плюс. Минус же в том, что звук не всегда поспевает за картинкой.
Хуже обстоят дела с отдаленными регионами России – сказывается удаленность серверов. Разработчики прямо предупреждают, что качество соединения не гарантируется, пока на Дальнем Востоке и в Сибири не будут установлены новые дата-центры – впрочем, это произойдет уже летом текущего года. Также на скорость передачи данных и красоту получаемой «картинки» часто влияют и другие факторы: включенный антивирус, потери пакетов, скачивание из сети крупных файлов и так далее – в отдельных случаях пляски с бубном обеспечены. Но за возможность соприкоснуться с новым, развивающимся форматом игры можно и поплясать, что и показывает на своем примере армия из 40 с лишним тысяч активных подписчиков Playkey.
Разработчики Playkey идут своей дорогой, стараясь должным образом реагировать на возникающие на их пути трудности. Получается не все, что и ожидалось, и работать еще есть над чем. Но главное уже сделано – сервис запущен, и его создателям остается лишь определиться с приоритетами. Все же в продвижении к светлому будущему пока ощущается легкая нотка хаоса – Playkey старается охватить сразу несколько направлений, не пытаясь сфокусироваться на чем-то одном. Но когда издатели с мировым именем не торопятся давать согласие на размещение высококачественных игр на серверах Playkey, а отечественные операторы тянут с запуском сервиса в своих сетях, то медленное, но неотвратимое наступление по всем фронтам, вполне возможно, является наилучшим решением.