Нужно ли строго относиться к игре, которая находится в раннем доступе? Когда ее продают за 8,49$ - безусловно!
The Viking Way еще с первого трейлера напомнила мне морской вариант Mount & Blade. При личном знакомстве с игрой данная схожесть подтвердилась - игра про викингов действительно представляет собой упрощенную версию Mount & Blade, с урезанной боевой и экономической системами.
Вот что нас ждет, по лозунгам игры: мореплавание и исследования, торговля, управление флотом и армией, безжалостные сражения и набеги, НОВАТОРСКИЙ морской бой, общение и открытие неизведанного, «Создайте своего вождя викингов!». Под каждым из лозунгов представлено развернутое описание, как это видят разработчики. А сейчас хочу рассказать, как это увидел я.
Создать с нуля нам никого не дадут – вместо этого мы играем за матерого викинга по имени Рагнарсон. Мы не знаем его историю, его мотивов, мы знаем только то, что он захотел странствовать и захватывать города, чтобы стать богатым и знаменитым. Отсюда и главная наша цель – захватить 10 поселений.
У героя есть «кукла», которую мы можем вооружать, и одевать в доспехи, кольца, амулеты. В этом же окне находятся статы: атрибуты (выносливость, сила, ловкость, интеллект), навыки (торговля, мореплавание, медицина и т.д.), оружейные навыки (лук, меч, двуручное оружие и т.д.). С получением уровня, мы можем прокачивать наши статы. Но результата этой прокачки нам не показывают в цифрах. Например, когда мы улучшаем выносливость, видно, как изменяется величина здоровья, а когда прокачиваем силу – лишь Тор ведает, что происходит; ответ приходится искать в бою, где в специальном окне отображается нанесенный урон. Также непонятно, какой прирост урона дает прокачка оружия, или какой прирост в защите дает улучшение владения щитом.
С навыками чуть яснее – есть небольшие описания, однако хрен знает, на какой процент восстанавливает здоровье медицина, или как сильно влияет на цену навык торговли. При этом навыки (только они) не прокачиваются выше единички – спишу это к фиче раннего доступа.
В нашем распоряжении огромная карта, охватывающая реальную территорию завоеваний викингов. Это значит, что какого-нибудь Китая или Австралии здесь не будет. Но будет Дания, Англия, Русь и т.д. Перемещаемся по карте мы только на корабле или кораблях. На берег выходим, если там есть город, поселение, деревня, монастырь или лагерь разбойников, все остальное время проводим на море. Изначально карта чиста – все города и поселения придется открыть вручную, подплыв к ним.
В городе можно с пользой провести время: отремонтировать и улучшить корабль, продать награбленное или поторговать, закупить воинов. Есть интересное здание «Mead House», или трактир, где можно снять познакомиться с красоткой модельной внешности. Не мне судить, как выглядели девушки в эпоху викингов, но парни из Ice Lava Games постарались, чтобы в каждом трактире сидела Мисс Красоты. С девушками можно общаться, брать задания, дарить подарки и получать, за это, их расположение. За щедрое внимание к своей персоне они могут подсказать нахождение клада на карте. Некоторые из девушек являются сюжетными героинями и ведут с вами диалоги. В диалогах мы выбираем один из двух вариантов ответа, и решаем: будем ли мы тупоголовым и похотливым викингом или рыцарем из женских романов.
Помимо поселений на берегах исследовать-то и нечего. На роскошном море периодически попадаются вражеские или дружественные корабли, бочки с оставленными припасами – в остальное время мы плывем в поисках наживы, для выполнения задания или в ближайший город чтобы сбагрить награбленное.
Чем меньше корабль, тем выше у него скорость. На воде можно бросить якорь, чтобы остановиться – нужно это только для сбора брошенных припасов. Управляется корабль крайне просто, кнопками WASD. Важно запастить припасами, которые иссякают при морском путешествии – некий аналог топлива.
Честно говоря, не имеет смысла. Можно как в Mount & Blade или Space Rangers, при попадании в город поинтересоваться у торговца – где какие товары нынче требуются. Забить трюмы нужным товаром и уплыть в дальний город, чтобы продать подороже.
Торговля не нужна, потому что простой грабеж приносит намного больше денег, что естественно в игре про викингов. А еще лучше то, что все поселения, деревни и лагеря разбойников восстанавливаются со временем (причем довольно быстро), позволяя их грабить бесконечно. Отсюда идет бессмысленность торговли – вместо набития трюма дешевыми товарами я отправлюсь в одну часть карты, пограблю, вернусь домой и там пограблю уже восстановленные поселения. У реальных викингов сейчас бы пошла пена изо рта.
Предметы экипировки очень дорогие – чтобы купить хороший меч или доспех придется накопить целое состояние. А вот тратить деньги на покупку флота (что тоже может влететь в копеечку) не нужно. Если мы участвуем в морском сражении, то при победе, мы можем забрать вражеское судно – у разбойников бывают даже самые «топовые» корабли.
Еще раз подчеркну слово НОВАТОРСКИЙ, чтобы показать, что морские бои здесь вполне заурядны. Маневрируем клавишами WASD, стреляем огненными стрелами с помощью левой кнопкой мыши. В будущем на кораблях должны появиться баллисты, но пока их нет. При нажатии на правую кнопку мыши появляется красный прицел, который медленно наводится в нужную нам сторону. Когда прицел навелся – отпускаем кнопку и тут же в направлении врага летит град стрел.
Из-за того, что корабли довольно хлипкие, я вообще стараюсь избегать обстрела, вместо этого сближаюсь и беру вражеские корабли на абордаж. Если ваш корабль потонет, то вы потеряете и весь груз, и прокачанных воинов.
Управления флотом вообще нет. Можно лишь заставить свои корабли стоять или следовать за вами. Всего в вашем подчинении может быть до пяти кораблей. Ведут они себя как тупые насекомые – постоянно застревают, сталкиваются друг с другом и другими вражескими кораблями, неминуемо повреждаясь.
Корабли обязательно нужно улучшать в городах, расширяя трюм, увеличивая броню, огневую мощь и добавляя каюты для экипажа.
Сражения точь-в-точь как в Mount & Blade, лишь урезали все ненужное. Герой может провести обычную атаку, усиленную, да поставить перед собой щит. Еще наш Рагнарсон может прыгнуть - зачем эта функция, я так и не понял. Управление простое, аркадное, поэтому я носился по полю, даже забыв о щите, отоваривая ударами направо и налево. Говорят, что есть бить по голове, урон будет выше – не знаю, не ощутил.
Вождь Рагнарсон берсерк еще тот, но численное преимущество врагов не позволит драться в одиночку. На выручку придет неорганизованная толпа верных воинов. Почему «неорганизованная» и почему «толпа»? Они нападают прямо и всей кучей, лишенные зачатков тактики. И даже мы, как полководец, не можем обучить их тактическому мастерству. И даже нет такой опции. Есть лишь: лучники – стреляй, пехота – бей. Можно заставить их следовать за вами, но разделить на боевые группы не получится. Враг атакует подобным же образом.
Самые опасные враги — это лучники. Они всегда стоят поодаль от основного отряда, но пока ваши дуболомы не прорвутся через основные силы неприятелей, они не подумают тронуть лучников. Обойти и ударить в тыл может только ваш герой, но его быстро нашпигуют и убьют – в этом случае сражение закончится. Если взять весь отряд и пойти на задний фланг, там, где лучники, тогда в ваш тыл ударит вражеская пехота, что еще хуже. Кавалерии в игре нет, пока.
Осады крепостей ненамного лучше. Любой город или крепость представляют собой деревянный частокол с открытыми воротами. Преимущество защищающихся в том, что лучники стоят на возвышенности – вот и все. Так как ворота всегда гостеприимно открыты, не составляет труда ворваться в «город» и устроить расправу над защитниками.
Получивших уровень воинов можно улучшить за деньги после битвы – с этим вы уже встречались в Mount & Blade. Жалование платить не надо, лишь припасы во время морского путешествия.
В захваченных городах можно оставлять гарнизон, для защиты от атак неприятеля. Даже если в гарнизоне ноль солдат, то вражеские воины все равно осаждают город несколько недель, дожидаясь прибытия хозяина – вот это воинская честь. Я никогда не оставлял гарнизон – лишь иногда отбивал от осады свою столицу. Потому что от городов толку почти нет, прибыль они приносят мизерную, и не окупают возни с обучением ополчения. Преимущество от города пока только одно – некий приток финансов, который теряется на общем фоне заработка от награбленного, и приток этот нужно еще изрядно спонсировать. Если вложить в город кучу серебра, то он будет приносить чуть больший процент, и на прилавках появятся оружие и броня лучшего качества. Это сомнительное преимущество, учитывая что хорошие шмотки вы можете купить и в других городах, не проспонсированных вами.
Графика в игре очень скромная. Впечатляюще выглядит только море и морские волны. Все остальное – уровня первой Mount & Blade.
Теперь отмечу неприятные баги.
- После загрузки игры, мы теряем все улучшения на кораблях. Приходится их ставить заново. Это можно сделать бесплатно, но время отнимает.
- Герой почему-то теряет несколько уровней, опять же, после загрузки игры.
- Если корабль, который перевозил важные квестовые предметы потонет в морской пучине, то вместе с ним сгинут и эти важные для задания предметы. Безвозвратно. Придется только начинать игру заново. Надеюсь, что это фича ранней версии.
- Иногда враги после смерти занимались самозакапыванием и уходили под землю.
Вот и все. Других багов и вылетов на рабочий стол не было – это хорошо, потому что сохраняться можно только в городах.
Стоит ли учувствовать в раннем доступе The Viking Way? Если посмотреть на планы разработчиков, то можно начать доставать деньги из электронного кошелька: и осады добавят с осадными орудиями, и верховую езду с конным боем, боевую систему улучшат, добавят всего и больше, можно будет настроить своего героя-викинга и наконец… наконец самого главное – намечается вариант игры за женского персонажа. Возможно в будущем мы сможем покорить Англию некой Рагнаркой или Рагнарюшей.
И, прежде чем отдать 8,49$ за ранний доступ, вам следует хорошо подумать: действительно ли вы являетесь фанатом викингов и ролевых экшенов-песочниц? Как говорят разработчики, игра будет полностью готова через полтора года, но на данный момент: «We already have all the essential game features, but there are many more we would like to add to improve the game even more», и еще: «The current stage has all the core features». То есть, они говорят нам, что "ядро" игры уже готово, но будут добавляться некоторые возможности и полироваться уже имеющиеся части. А когда игра покинет ранний доступ, то: «We will gradually increase the price as we ship in more content», то есть цену таки поднимут, и неизвестно на какую величину.
Сейчас я вижу, что я получил бы за эти 8,49$, (возможно даже на ближайшие полтора года): пустой открытый мир, крайне простую боевую систему со слабым взаимодействием со своими отрядами, смещение баланса в сторону грабежей, посредственные морские сражения, задания в стиле «подай-проплыви», обрубки центрального сюжета. Спустя три часа странствий ты понимаешь всю суть этих «core features» и уже становится скучно. The Viking Way не стремится тебя развлечь и своей вторичностью отталкивает от экрана монитора. И что, мне полтора года ждать, пока игра станет лучше? А если все эти «фичи» ничего кардинально не изменят? Ведь, например, чтобы сделать сражения и осады интересными, нужно полностью перелопачивать боевую механику. А если она вообще не покинет ранний доступ? Не говоря уже о том, что с версией 1.0 ее цена может подняться долларов до тридцати – прямо как Baldur’s Gate 3.
Каждый решает для себя сам. Мне игра не показалась привлекательной. Может скоро все изменится. А может за эти деньги стоит купить Mount & Blade: Warband и поставить мод на викингов?
Выражаю благодарность Andrew_Merron за предоставленный для обзора ключ игры.