Звезды… многие столетия человечество гадало, какие секреты хранят эти крошечные огоньки, кутающиеся в черноту ночного неба. Веками люди стремились оторваться от земли и, презрев все мыслимые и немыслимые законы природы, ворваться в бесконечность космоса и познать неизведанное. Десятки сменявших одна другую цивилизаций из поколения в поколение полагали, что стоит воспарить над родной планетой – и судьба рода людского изменится раз и навсегда. Взлетали к облакам дирижабли, строились самолеты, конструировались корабли для путешествий в безвоздушном пространстве. С каждым новым шагом границы Солнечной системы становились все ближе. Наконец, земной шар остался далеко позади – а впереди замаячили астероидные поля и разноцветные туманности, замигала бесчисленными огнями исполинская Цитадель.
Люди добились своего… и тут же угодили в самый водоворот событий. И события эти не предвещают ничего хорошего. Древнее зло, таившееся в недрах галактики, пробудилось; его слуги уже сеют смуту и разрушение, а Совет Цитадели по-прежнему бездействует, закрывая глаза на очевидное. Но не стоит раньше времени заказывать траурный марш. В рукаве тех, кому дорого просвещение, есть еще козыри, да какие! Суперсовременный фрегат «Нормандия» и отважный командор Шепард – вот ответ Земли на козни злоумышленников.
Даже на борту «Нормандии» очень немногие обращают внимание на присутствие Шепарда – большинство предпочитает заниматься собственными делами, полностью игнорируя командора. | Прорисованные в мельчайших подробностях лица героев на пару с отменной озвучкой диалогов делают Mass Effect похожей на высокобюджетный кинофильм. |
Капитан Андерсен
Доверять спасение галактики проходимцу без роду и племени, да к тому же даровать ему звание Спектра, будь он хоть трижды герой, Совет не позволит – прежде чем отправиться в путешествие, придется уделить немного времени заполнению «анкетных данных». Список вопросов знаком любому поклоннику ролевых игр (в том числе и от BioWare) и, скорее всего, никаких затруднений не вызовет. Натуры творческие могут для начала поменять имя «Джон» на что-нибудь более с их точки зрения благозвучное (проставить в паспорте патриотическую фамилию «Иванов» вместо англо-саксонской «Шепард», увы, не удастся), а заодно сменить пол: устав Спектров не запрещает нанимать женщин на ответственные посты. Более того – прекрасный пол вправе рассчитывать не только на стандартные бонусы в виде несколько видоизмененных диалогов, но и заметно большее пространство для маневра по части личных взаимоотношений. Представители сильной половины человечества в Mass Effect традиционно не подозревают о существовании однополой любви, зато девушки в этом вопросе куда более сведущи, к тому же не склонны идти на поводу у расовых предрассудков, когда дело касается высоких чувств.
Еще одно обстоятельство, которому стоит уделить внимание: внешность многоликого (многоликой?) Шепарда. Мечта всех инопланетых дам предпенсионного возраста, коротко стриженый красавец с квадратной челюстью и неизменной «легкой небритостью», фигурирующий на большинстве официальных скриншотов, в действительности оказывается лишь одним из доступных вариантов, от него запросто можно и отказаться. Верная себе BioWare предлагает сторонникам пластической хирургии несколько готовых вариантов «морды лица» (признаться, не очень-то симпатичных), хотя есть и другой путь – вылепить будущую знаменитость самостоятельно в специальном редакторе, корректируя длину носа, размер и расположение глаз или, к примеру, размах геройских ушей. До гибкости аналогичного редактора в Oblivion детищу канадской студии пока далековато, но после Knights of the Old Republic и Jade Empire даже сама возможность повлиять на внешность виртуального протеже – уже существенный шаг вперед.
В зависимости от ваших предпочтений, внешность героя… | …можно менять самым радикальным образом. |
Идущие вместе |
Моральный облик героя вы определяете собственными решениями по мере прохождения игры. Однако под вашим началом находится еще полдюжины разномастных искателей приключений, личность и мировоззрение которых уже сформированы. О них-то мы и расскажем подробнее.
Кэйдан Аленко (Kaidan Alenko) Первый из тех, кто вступит в вашу команду. Аленко служит вместе с Шепардом на борту «Нормандии» и среди коллег пользуется репутацией исполнительного, немногословного человека, предпочитающего слушать, а не болтать. Боец из него достаточно слабый, но Кэйдан сносно разбирается в электронике (благодаря хорошим Tech-показателям), да и биотик из него может получиться неплохой. Превратившим Шепарда в женщину на заметку: в этом случае Кэйдан становится главным претендентом на сердце командора. Эшли Вильямс (Ashley Williams) Эшли – единственная, кто уцелел при столкновении отряда пехотинцев с полчищем гетов, после чего игрок волен предложить ей перейти на борт «Нормандии». Несмотря на принадлежность к классу Soldier, Вильямс никакими выдающимися талантами не отличается. Разве что время от времени демонстрирует откровенную нелюбовь в представителям других рас и не менее откровенную симпатию – к Шепарду. Гэррус Вакериан (Garrus Vakarian) Мрачноватый турианец, некоторое время служивший в силах правопорядка, но позже примкнувший к команде Шепарда. Гэррусу категорически не нравятся бюрократы и бюрократия. Турианец довольно крепок, умело владеет разнообразным оружием и кое-что смыслит в инженерных навыках. Правда, Biotic-способностей в нем ни на грош. Лиара Т’Сони (Liara T’Soni) Родная дочь одного из ваших главных недругов, матриарха Бенезии, Лиара не разделяет убеждения матери и до поры увлеченно занимается археологией. Позднее обстоятельства вынуждают ее укрыться на «Нормандии» и вступить в ваш отряд. Лиара – хороший биотик, и чем выше ее уровень, тем разрушительнее становятся атаки. Ближе к финалу синеликая девушка вполне способна составить конкуренцию коротышке Йоде, рискни он заглянуть в Mass Effect из «Звездных войн». Тали’Зора нар Райа (Tali’Zorah nar Rayya) Застенчивая представительница расы кворианов – создателей гетов. Как и полагается каждому молодому квориану, Тали отправляется в Паломничество – длительное путешествие, во время которого кворианы ищут новые знания и технологии. Тали – талантливый представитель класса Engineer, но довольно слаба физически и нуждается в прикрытии. Урднот Врекс (Urdnot Wrex) Весьма колоритный кроган – немногословный, прагматичный и не склонный к душевным терзаниям (за исключением одного эпизода, о котором мы, впрочем, умолчим). Врекс – настоящий танк, живучий, проворный, к тому же наделенный кое-какими Biotic-талантами. Один из первых кандидатов в команду – особенно если планируется масштабный мордобой. |
Сослуживцы частенько выступают советчиками в сложных ситуациях – предлагая диаметрально противоположные решения одной и той же проблемы. | Подслушивать чужие разговоры полезно, но вместе с тем и опасно – далеко не все любят делиться своими секретами с первым встречным Спектром. |
Матриарх Бенезия
Поверьте нам на слово: спецотряд голубокожих красоток – противник действительно серьезный даже для нюхнувших пороху ветеранов, не говоря уж о зеленых новичках. Асари метко стреляют и виртуозны в обращении с Biotic-атаками – что они и не замедлят продемонстрировать, вздумай вы зазеваться. Но Асари, к сожалению, далеко не единственные, кто мечтает пустить кровь Шепарду по мере его приближения к намеченной цели. Главный недруг командора, зловредный турианец Сэрен, многих успел собрать под своими знаменами. Так что сражаться предстоит и с тяжеловесными ящерообразными кроганами, и с насекомоподобными ракнай и, конечно же, полуразумными гетами – они-то как раз и составляют костяк армии мятежника. Без истребления соплеменников тоже не обойтись: стремясь стать полноправными членами галактического сообщества, люди успели влезть и в большую политику, и в организованную преступность, всюду демонстрируя завидную прыть и нешуточный напор. Так что не слишком удивляйтесь, обнаружив на какой-нибудь богом забытой планетке орудующих в составе пиратской шайки землян – открытый космос гарантирует поистине бескрайние возможности. Главное, не забывать: любопытных чужаков нигде не жалуют и настойчивые попытки сунуть нос в чужие дела почти наверняка приведут к незапланированным конфликтам и вспышкам насилия. И если уж взялись быть в каждой бочке затычкой, извольте подготовиться должным образом. В противном случае вы очень скоро убедитесь – жизнь пацифистов и слабаков в мире Mass Effect коротка и драматична. И это не пустые слова!
По мере роста показателей Paragon и Renegade в диалогах будут появляться новые варианты вопросов и ответных реплик. | Масштаб некоторых сцен поражает воображение – но вот свобода передвижения почти всегда заметно ограничена. |
Most wanted |
Хотя злодеев в Mass Effect не так уж мало, большая их часть – мелкие сошки, на разборки с которыми уйдут считанные минуты. Но есть и такие, с кем придется провозиться куда дольше.
Сэрен Артериус (Saren Arterius) Бывший Спектр – этого звания он лишился не без участия нашего подопечного – большой человеконенавистник и по совместительству главный недруг Шепарда, Сэрен задумал перекроить мироздание по собственному усмотрению. Во всяком случае, он искренне верит, что действует самостоятельно. Встречи с Артериусом будут редкими, но запоминающимися: настоятельно рекомендуем подготовиться к каждой из них должным образом. Матриарх Бенезия (Matriarch Benezia) Асари очень преклонных лет (представительницы этой расы получают звания матриарха лишь на закате жизни) и едва ли не самый могущественный биотик в игре. Об этом вам сначала расскажут, а позже Бенезия и сама охотно устроит показательное выступление. Договориться с дамой, к сожалению, не удастся – волей-неволей придется драться, а потом – смотреть очень драматичную сюжетную сцену. Соверен (Sovereign) Так называется личный корабль Сэрена. Казалось бы, что может быть интересного в обычной космической посудине, пусть и очень большого размера? Однако «Соверен» – корабль необычный, в чем вы обязательно убедитесь лично. |
Разнообразные системы искусственного интеллекта как правило представлены красивыми, но невероятно занудными голографическими девушками. | Фиолетовая аура, окружившая противника, – верный признак того, что невезучему крогану скоро станет ОЧЕНЬ плохо. |
Консорт Шаира
Впрочем, напарники с одинаковым успехом могут стать как гарантией блестящей победы, так и поводом для сильнейшего раздражения – как ни странно, искусственный интеллект ваших сторонников остается для BioWare камнем преткновения еще со времен первой Baldur’s Gate, и в Mass Effect все хронические болезни дружественного AI обострились до предела. Застрять в узком коридоре? Нет проблем, сэр! Прикорнуть где-нибудь в тихом уголке, пока очередная ватага гетов напоминает игроку о пользе Quick Save? О чем разговор! Любой встреченный на пути ящик имеет все шансы превратиться для вашей команды в серьезнейшее препятствие, рядом с которым козни Сэрена покажутся детскими шалостями, а заурядная лестница порой заставляет подчиненных застыть в немом восхищении где-то между второй и третьей ступенькой. Справедливости ради отметим, что и у противников время от времени случается помутнение рассудка – но радоваться этому обстоятельству, по пятому разу воскрешая того или иного бойца, сил обычно уже не хватает.
Шестиколесный броневик на поверку оказывается машиной очень шустрой, хотя и не очень прочной. | Снайперская винтовка позволяет отстреливать противников, удерживая их на относительно безопасном расстоянии. |
К счастью, как и полагается породистой RPG, в придачу к военным действиям Mass Effect дает возможность проявить себя и в мирной жизни – благо, простор для добрых дел не так уж мал. Правда, говоря «добрых», мы несколько опережаем события, ведь Шепард, хоть он и не джедай, постоянно вынужден делать выбор между светлой и темной стороной.
Ход броневиком |
Поверхность многих планет зачастую не слишком подходит для пеших прогулок – могут возникнуть непредвиденные проблемы со здоровьем. Чтобы предотвратить подобное, на борту «Нормандии» имеется довольно маневренный вездеход, к тому же хорошо вооруженный. С его помощью можно и на хорошо охраняемую неприятельскую базу прорваться, и время сэкономить. |
Пустой коридор – верный признак того, что впереди вас ждут крупные неприятности. | Система укрытий реализована заметно хуже, чем в Gears of War или недавней Uncharted: Drake’s Fortune. |
«Многие называют их мессиями, рыцарями без страха и упрека, защитниками угнетенных и обездоленных. Я вижу совсем другое. Спектры считают себя выше закона, выше порядка. Они думают, будто им дозволено творить все, что вздумается. Они – преступники!»
Исполнитель Паллин
То, что в далекой-предалекой галактике называли Светлой и Темной сторонами Силы, в Mass Effect превратилось в Paragon и Renegade соответственно. Первый путь – вымощенная белым мрамором дорога вечного пионера, друга несчастных старушек, скорбящих мужей и матерей-одиночек. К такому человеку толпами стекаются обиженные и притесняемые, непременно норовя о чем-нибудь попросить. Этого лишили работы, тому не дают увидеться с любимыми родственниками, у третьего назревает конфликт с местным криминалом. Кто поможет? Конечно же, Шепард – витязь в сияющих доспехах и с новехонькой винтовкой за плечами. Перед таким, пожалуй, стушуется и видавший виды гангстер, и проныра-работодатель, и невозмутимый чиновник-крючкотвор. Даже на первых порах авторитет командора становится весомым доводом во многих спорах – нужно только научиться правильно его использовать, обнаруживая слабину в психологической обороне оппонента. Но Paragon – не для тех, кто любит запугивать и, чуть что, хвататься за оружие. Это выбор сторонников тонкой дипломатии и терпимости по отношению к любому разумному существу, и выбор не всегда благодарный. Делая добрые дела, вы будете вынуждены часами слушать нытиков и приставал, каждый раз тщательно подбирать ответы, сохранять хладнокровие в любых ситуациях и… работать бесплатно! Да-да, деньги – редкая награда за широту души, презренный металл любит циников и злодеев. Зато выбравшие Paragon могут рассчитывать на дополнительную порцию experience points и чистосердечное «спасибо». Если вдуматься, не так уж и мало: первое позволит подкачать мускулы, второе добавит плюсик-другой к и без того ослепительно-белой репутации.
Иное дело – Renegade, извилистая тропка для тех, кто не привык задумываться о совести и морали, начхать хотел на общественный порядок, конституционные права и гражданские свободы. Не понравился собеседник? Так прямо ему об этом и скажите! А лучше – сразу бейте по зубам, чтобы не скалился, а понял, с кем имеет дело и чем чревата возможная ссора. Имущественные споры отныне легки и непринужденны – несколько выстрелов в упор, контрольный в голову. Справедливости ради отметим: кое-кому хватает намека на скорый суд и расправу, чтобы пойти на уступки. Но, конечно же, и упрямцев сыщется навалом. Вместе с тем, потенциальные «ренегаты», действуя грубо и прямолинейно, частенько лишают себя довольно интересных дополнительных заданий и, кроме того, рискуют остаться непонятыми своей же командой – хотя и последователи Paragon не застрахованы от идейных разногласий. Одним словом, BioWare и тут остались верны традициям, в очередной раз недвусмысленно предложив вам попробовать оба варианта взаимодействия с окружающими. Тем более что упомянутых «окружающих» в Mass Effect не так уж и много.
Стоит главному герою зайти в лифт, как компаньоны Шепарда немедленно материализуются за спиной командира. Даже если до того вы собирались искать их с собаками. | Назначать команды во время паузы лишь поначалу кажется неудобным – на деле это единственный работающий способ добиться толку от подчиненных. |
Тали’Зора нар Райа
Озвученные ранее обещания сделать бескрайним мир Mass Effect разработчики формально сдержали – список доступных для исследования планет поначалу вызывает священный трепет и желание попрощаться со свободным временем на ближайшие месяцы. Несколько полноценных солнечных систем, космические туманности, затерянные в астероидных полях исследовательские станции, не говоря уж о титанической Цитадели – кажется, такими просторами могла бы гордиться любая MMORPG. Но приглядитесь к перечисленным объектам – и многие из них окажутся всего-навсего названиями на галактической карте, другие схожи между собой как две детские песочницы (и сильно напоминают их размерами), а третьи не отличаются многолюдностью. Более того – подавляющая часть местных жителей знать не желают никакого Шепарда и на попытки завязать разговор откликаются вяло, отделываясь универсальными фразами в духе «Отлезь, гнида!». К слову, двигаться с места грубияны не желают, предпочитая часами торчать у однажды выбранного фонарного столба…
Sale? |
Оружие, броню и снаряжение в Mass Effect можно подбирать на поле боя, а можно приобретать на честно заработанные средства у встреченных по пути торговцев. Первый вариант, как ни странно, предпочтительнее: трофейные экземпляры обычно превосходят те, что находятся в свободной продаже, по всем статьям. Кстати, избавиться от ненужного хлама (либо, наоборот, что-нибудь купить) можно и не покидая родного корабля – штатный техник «Нормандии» всегда рад случайному приработку. |
Джефф «Джокер» Моро
…до которого вам еще бежать и бежать – ибо демографический кризис авторы Mass Effect восполнили нешуточной архитектурной удалью. Не будь каждая территория в отдельности снабжена подробной картой, ваши похождения очень быстро превратились бы в злоключения героев «Трое в лодке, не считая собаки» в Хэмптно-Кортском лабиринте, где выход, как известно, там же, где и вход. Правда, подобный размах дорого обошелся игре: невероятно красивая картинка страдает от частых и тяжелых приступов эпилепсии, многие эпизоды загружаются неохотно, упрямо напоминая: возможности Xbox 360 отнюдь не безграничны. Впрочем, это вовсе не повод предаваться грустным мыслям – помните, виртуальный мир в большой опасности, и он действительно настолько хорош, чтобы его стоило спасти.