AV-8B "Harrier" - реактивный истребитель-штурмовик укороченного взлета и вертикальной посадки.
Информацию брал из Википедии и других сайтов, но каких уже не помню.
Основные ТТХ:
Длина: 14 м
Высота: 3.5 м
Размах крыльев: 9.2 м
Вес: 13.4 т
Двигатель: турбовентиляторный Rolls Royce F402-RR-406/208
Скорость: 1.100 км/час
Потолок: 50.000 футов
Боевой радиус: 700 миль
Вооружение: 25-мм пушка, 6 ракет "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder или 4 ракеты "воздух-земля" AGM-65 Maverick; 6 бомб Mk 83 или 15 бомб Mk 82, или 12 ракетных контейнеров
Экипаж: 1 человек
Воодушевленные успехом самолета AV-8А Harrier, компании Hawker Siddeley (HSA) и Макдоннелл-Дуглас (MDC) разработали легкий и более маневренный самолет Харриер II с крылом увеличенной подъемной силы со сверхкритическим профилем и наплывом у передней кромки. Целью проекта было также увеличение подъемной силы и тяги при укороченном вертикальном взлете и посадке без увеличени мощности двигателя. Кроме того, у самолета усилили шасси и установили дополнительные пилоны для вооружения.
После успешной программы летных испытаний с использованием двух испытательных платформ YAV-8B, модифицированных из планеров AV-8A, в апреле 1979 г. был получен заказ на четыре самолета. С августа 1981 г. начали поступать заказы на окончательный вариант AV-8V Харриер II. Корпус морской пехоты США приобрел 328 самолетов, в число которых входили 24 двухместные машины. ВВС Великобритании заказали 60 одноместных самолетов, обозначенных Харриер Gr.Mk5. Все самолеты AV-8B морской пехоты США, выпущенные во второй половине 1989 г, были оснащены инфракрасной системой обзора передней полусферы, цифровой движущейся цветной картой и очками ночного видения для пилота.
В феврале 1992 г Италия, Испания и США подписали официальное соглашение о разработке самолета Харриер II Плюс (Harrier II Plus), ударного истребителя морской авиации, представляющего собой вариант самолета AV-8A, оснащенного поисковым радаром AN/APG-65 компании Hughes в носовой части. Заказы на Harrier II поступили от ВМС Испании, которые заказали 12 машин EAV-8B в марте 1983г. в дополнение к своим двухместным самолетам АV-8S Матадор (Matador), уже стоявший на вооружении 8-й эскадрильи на авианосце "Принсипе де Астуриас". Итальянские ВМС заказали 2 самолета TAV-8B в мае 1989г. для подготовки пилотов к полетам на 16 реактивных самолетах вертикального взлета и посадки (VTOL) Харриер Плюс, которые должны были действовать с авианосца "Джузеппе Гарибальди". Когда в сентябре 1991 г самолеты ТАV-8B были получены, итальянские ВМС объявили о своем намерении увеличить парк одноместных Харриеров до 24 машин. ВВС Великобритании также заказали 13 двухместных учебно-тренировочных TAV-8B, совместимых со своим парком ночных штурмовиков Harrier GR.Mk 5/7. Эти самолеты получили позднее обозначение Т.Mk 10.
AV-8B Харриер II: основной вариант, предназначенный дл воздушной поддержки войск, приобретенный начиная с 1983 г морской пехотой США (300 самолетов) и испанскими ВВС (12); первый из двух самолетов YAV-8B, преобразованный из AV-8A, поднялся в воздух 19 ноября 1978 г; первоначально в качестве силовой установки использовался двигатель F402-RR-406A Pegasus 11-21 с тягой 92 кН, но самолеты, поставляемые с декабря 1990 г, оснащены двигателями F402-RR-408 (Пегас 11-61).
AV-8B Harrier II (ночной штурмовик): 167-й и последующие самолеты AV-8B были оснащены системой индикации информации на дисплеях (FLIR) фирмы Дженерал Электродайнэмикс Компани (GEC), а пилот экипирован очками ночного видения; первый аппарат представлял собой модифицированный самолет AV-8B, он поднялся в воздух 26 июня 1987 г; серийные поставки морской пехоте США начались в сентябре 1989 г.
AV-8B Harrier II Плюс: ночной штурмовик, оснащенный радаром, может также применяться для противокорабельных ударов, используя ракеты "Sea Eagle" и "Harpoon"; оснащен двигателем F402-RR-408, увеличенными наплывами у передней кромки корневой части крыла (LERX) и улучшенными возможностями использовани ракет "воздух-воздух" "Sparrow" и AMRAAM. EAV-8B: обозначения 12 одноместных самолетов AV-8B для ВМС Испании.
TAV-8B: обозначение двухместного учебно-тренировочного самолета Harrier II Корпуса морской пехоты США (24 самолета) и ВВС Италии (2 самолета); первый полет был совершен 21 октября 1986 г; первые поставки Корпусу морской пехоты США начались в марте 1987 г.
Harrier GR.Mk 5: вариант самолета AV-8B для ВВС Великобритании с некоторыми изменениями в оборудовании: оснащен двигателями Пегас 105 с тягой 95 кН и двумя 25-мм пушками ADEN; под фюзеляжем и крыльями расположены девять контейнеров с вооружением, две внешние подвески предназначены для установки ракет "воздух-воздух" "Sidewinder"; два опытных образца плюс 60 серийных самолетов заказаны в 1982 г; 40 самолетов построены по стандарту GR.Mk5; последующие 22 самолета - по временному (промежуточному) стандарту GR.Mk 5A (без системы FLIR); по контракту, заключенному с компанией Бритиш Аэроспейс (BAe) в 1990г., 58 самолетов GR.Mk 5/5A должны быть модернизированы до стандарта GR.Mk 7.
Harrier GR.Mk 7: в апреле 1988 г. было заказано 34 самолета стандарта GR.Mk 5, но начиная с 1990 г. они поставлялись в варианте GR.Mk 7, имея сильное сходство с ночным штурмовиком AV-8B; по существу, это аналог GR.Mk 5 с возможностями ночного штурмовика за счет системы FLIR с датчиками в носовой части, цифровой движущейся карты и кабины пилота, в которой возможно использование очков ночного видения; модернизация самолетов GR.Mk 5 продолжается.
Harrier GR.Mk 9: вариант самолета GR.Mk 5 с двигателем Пегас и ракетами AIM-120; не был принят.
Harrier T.Mk 10: вариант самолета TAV-8B для ВВС Великобритании; двухместный учебно-тренировочный, с возможностями ночного штурмовика; в августе 1992 г заключен контракт на 13 самолетов.
Беспилотный летательный аппарат БПЛА MQ-1 Predator.
Название этого беспилотного аппарата переводится с английского как “Хищник”. Используется армией США. Данный беспилотный летательный аппарат использовался в разведывательных целях на Балканах, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, а также применяется в боевых действиях на территориях Ирака и Афганистана.
MQ-1 Predator собирается из узлов и механизмов, применяемых на обычных пилотируемых самолетах. Используя такую концепцию сборки, разработчикам удалось создать качественный, надежный летательный аппарат. Стоимость каждого БПЛА составляет около $4,5 млн. Всего было построено 195 беспилотников.
В начале 2001 года были произведены успешные испытательные пуски противотанковых управляемых ракет с борта БПЛА Predator, позволившие вооружить его двумя ракетами AGM-114 «Хеллфайр».
Из 200 БПЛА более трети было потеряно. Из них:
55 из-за отказа оборудования, ошибки оператора либо погодных условий;
4 было сбито в Боснии, Косово и Ираке;
11 в ситуациях “кончается топливо, но защищаю войска под огнем”.
Беспилотный аппарат построен по нормальной аэродинамической схеме, с четырёхцилиндровом двигателем. Старт и посадка данного аппарата аэродромная, с использованием автоматики либо управлением оператора.
На носу БПЛА Predator установлены:
две цветных видеокамеры;
инфракрасная камера (ИК);
радиолокатор.
Транспортировка БПЛА Predator.
Комплекс Predator использует спутниковые радиолинии для связи беспилотного самолёта с наземной станцией управления и потребителями разведывательной информации. Это позволяет получать разведывательную информацию, не ограничиваясь зоной прямой радиосвязи.
Тактико-технические характеристики беспилотного летательного аппарата MQ-1 Predator: Длина, м 8,22
Размах крыла, м 14,8
Высота, м 2,1
Пустой вес, кг 512
Максимальны взлетный вес, кг 1020
Максимальная скорость,км/ч 217
Крейсерская скорость,км/ч 130-165
Практический потолок, м 7620
Для сравнения БПЛА Дозор-600.
БПЛА Дозор-600
Тип Многоцелевой (разведывательный/ударный) беспилотный летательный аппарат
Разработчик Транзас
Статус в разработке
Единиц произведено >1
Дозор-600 — российский многоцелевой (разведывательный/ударный) беспилотный летательный аппарат.
Создан компанией «Транзас» и впервые представлен на авиасалоне «МАКС-2009». Принадлежит к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности и дальности полета.Содержание [убрать]
Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе или полосе маршрута с передачей оператору БЛА видовой и полетной информации в реальном масштабе времени. При необходимости возможна доработка БЛА с целью установки и применения высокоточного оружия.
Планер имеет нормальную аэродинамическую схему с однобалочным фюзеляжем и задним расположением силовой установки. Хвостовое оперение V-образное. Фюзеляж состоит из трех основных частей. В носовой части расположены сенсорные системы, пилотажно-навигационное оборудование и парашютная система. Среднюю часть занимает топливный бак. В хвостовой части размещены система энергоснабжения и силовая установка.
Основу полезной нагрузки составляют три системы: радиолокационная (РЛС переднего и бокового обзора с синтезированной апертурой), оптико-тепловизионная (видеокамера и тепловизор) и фотографическая (фотокамера высокого разрешения со сменными объективами), которые могут работать одновременно, а значит передавать потребителю большой объем информации от различных источников. Кроме того полезная нагрузка включает в себя систему автосопровождения и целеуказания, систему передачи фото-, видео-, РЛ- и тепловизионного изображений, а также систему архивации и хранения информации на борту. Для обеспечения связи возможно применение спутникового канала связи и радиолинии в пределах зоны прямой видимости. При необходимости для решения специальных задач БЛА может быть оборудован газоанализатором, лидаром, сканером и другими датчиками.
Управление БЛА осуществляться в автономном (по программе), ручном (дистанционное пилотирование пилотом-оператором) или комбинированном (автономное и ручное) режимах. Полетное задание может содержать 250 опорных точек маршрута, при этом точность навигации составляет 15-30 м.
Взлет и посадка производятся по-самолетному (шасси - колеса/лыжи) с использованием грунтовых площадок или аэродромов. При нештатной ситуации предусмотрено применение аварийно-спасательной системы. Эксплуатацию обеспечивает персонал из четырех человек. Сейчас комплекс и сам аппарат находятся на завершающей стадии разработки. Летные испытания намечены на 2010 год.
Ну и на сладенькое ЭМИ удар.
Электромагнитный импульс (ЭМИ) — поражающий фактор ядерного оружия, а также любых других источников ЭМИ (например молнии, специального электромагнитного оружия или близкой вспышки сверхновой и т. д.). Поражающее действие электромагнитного импульса (ЭМИ) обусловлено возникновением наведённых напряжений и токов в различных проводниках. Действие ЭМИ проявляется, прежде всего, по отношению к электрической и радиоэлектронной аппаратуре. Наиболее уязвимы линии связи, сигнализации и управления. При этом может произойти пробой изоляции, повреждение трансформаторов, порча полупроводниковых приборов, порча компьютеров/ноутбуков и сотовых телефонов и т. п. Высотный взрыв способен создать помехи в этих линиях на очень больших площадях. Защита от ЭМИ достигается экранированием линий энергоснабжения и аппаратуры.