Сквозь призму мультсериала. Обзор South Park: The Stick of Truth
Тонкая сатира сквозь толстый слой гуано. Примерно так, не вдаваясь в глубокий анализ, можно охарактеризовать South Park – детище анимационных панков и бессовестных троллей Мэтта Стоуна и Трея Паркера. Одни люди буквально тащится от того, как несносные американцы глумливо высмеивают все сферы человеческой жизни, другие же впадают в шоковое состояние от лицезрения представленной в мультсериале пошлости, но факт есть факт – персонажей с нейтральной в отношении South Park позицией найти практически невозможно. И если кто говорит обратное, то знайте – этот человек либо лукавит, либо он попросту не знаком с предметом обсуждения. Так же и с “Палкой Истины” – если кто-либо, давя пудовым авторитетом, заявит, что после прохождения South Park: The Stick of Truth он остался в уравновешенно-безразличном состоянии, его можно смело заподозрить в сочинительстве. Ведь The Stick of Truth от Obsidian Entertainment – плоть от плоти мультсериала, а не просто очередная игра по лицензии, а значит, не может не вызывать эмоции. Какие именно? Это уже зависит от самих игроков. По крайней мере ту часть аудитории, которую тошнило при просмотре South Park, в игре ничего особо нового не ждет, и рвотные позывы вернутся с удвоенной силой – дерьма-то (во всех смыслах) стало куда как больше. Впрочем, как и сатирического гротеска – создатели соблюли все необходимые пропорции в коктейле под названием The Stick of Truth, за что им честь, хвала и глубокий поклон.
Основой для The Stick of Truth служит 13-ая серия 6-ого сезона (2002 год), в которой показываются злоключения мальчишек, играющих во “Властелина Колец”. Да-да, это тот самый эпизод, где Баттерс сходит с ума после просмотра видео для взрослых. Но оттуда взята лишь концепция ролевой игры, а так, игра представляет собой ядреную мешанину из двух-трех десятков серий кряду – с узнаваемыми приколами, шутками и героями. Сюжетная линия, разумеется, совершенно новая. |
Но судьба артефакта заранее предрешена – сразу после нападения эльфов Палка Истины (обычная деревянная ветка) исчезает, что приводит к полномасштабной войне между двумя сторонами конфликта, и даже больше. Уже через пару дней город наводняют агенты ФБР и солдаты, в небесах летают НЛО, зомби-коровы-фашисты жрут людей, гномы крадут все трусы в окрестностях, а монголы готовятся к экспансии. И лишь Челмедведосвин тихо шуршит в кустах… До поры до времени. Как можно понять, обязанности по спасению города в основном ложатся на плечи главного героя – мальчика с радиолокационным зондом в заднице, по совместительству доброго друга мистера Говняшки и верного последователя параноидальной школы Рэнди Марша. Градус абсурда в The Stick of Truth зашкаливает, с каждым часом становясь все сильнее, и это – о, боги – воистину прекрасно. Как прекрасно и то, что в The Stick of Truth можно узреть миллионы отсылок к любимым сериям, а заодно и повстречать едва ли не всех персонажей, известных по вселенной South Park.
Мистер Мэки, офицер Барбреди, Шеф, мистер Мазохист и мистер Гаррисон, Рэнди Марш, Джимбо Керн и директриса Виктория – все эти господа и дамы, а также их друзья, соседи, родственники, мужья/жены и дети представлены в The Stick of Truth в полном объеме. Не позабыли авторы и о Теренсе с Филиппом, и Элу Гору отвели достойное место, и мистера Хэнки с семьей в канализации приютили – в обиде не остался никто. Интересно, что почти со всеми героями можно пересечься в любой момент времени, просто забежав к ним на огонек – игровой мир, хоть и не может в полной мере носит звание открытого, все же не ограничивает нас в плане передвижения по Саус-Парку и его окрестностям. Мало того, исследование окружающей территории только поощряется. Во-первых, на пути нашего следования частенько попадаются жители, которые дают дополнительные квесты (не то чтобы интересные, но в основной своей массе абсурдные и априори забавные), во-вторых, безразмерный рюкзак героя еще стремительнее наполняется различным “лутом”, начиная с лобковых волос и коллекции дилдо мамаши Стэна – заметьте, все имеет свою цену и продается – и заканчивая элементами экипировки и оружием. Или, как вариант, нам отвешивают неслабых люлей агрессивно настроенные бомжи, крысы-переростки, бродячие собаки и детишки, но это уже совсем другая история.
Хотя взрослые и мелькают в кадре с завидным постоянством, именно ребятня стоит во главе угла The Stick of Truth. Помимо “фантастической четверки”, мы встречаемся и с заикой Джимми, немного не-таким-как-все Тимми, и милашкой Баттерсом, и малышкой Венди, а также с Клайдом, Токеном, Айком и многими другими представителями рода дитячьего. Главный герой – личность во всех смыслах новая, но взять под управление полюбившихся героев – Кайла, Кенни, Картмана и Стэна, как вариант – Джимми или Баттерса – нам все же позволяют. Один персонаж из вышеупомянутой обоймы всегда сопровождает Чмо, предлагая свои специфические классовые услуги. Тот же Джимми – бард, Картман – боевой маг, Стэн выступает в качестве доблестного рыцаря, а Кенни… А Кенни наш пошел по наклонной, превратившись в вооруженную луком жрицу любви, чьи коронные приемы – показывать соски и вызывать радужного единорога. А что же главный герой? Его принадлежность к тому или иному классу мы выбираем в самом начале пути – протагонисту предлагается стать Воином, Волшебником, Вором или, таки да, Евреем. В активе последнего – проведение боевого обрезания, задействование приема Jew-Джитсу и вызов семи казней египетских – с жабами, саранчой и чумой, все как полагается.
Поединки в The Stick of Truth, в отличие от "реалтаймовых" побегушек по миру, сугубо пошаговые. В свой ход мы потребляем разные "зелья" (чебуреки, чипсы, энергетики), меняем напарников, проводим магическую или же обычную атаку, после чего право действовать переходит к команде противника. Когда на нас нападают, мы можем ставить блоки и проводить контратаки. Вроде ничего особенного, но за счет множества нюансов “боевку” в The Stick of Truth поверхностной не назовешь. Взять хотя бы рядовые удары – используя оружие ближнего или дальнего боя, мы со стопроцентной вероятностью провалим атаку, если в определенный момент не успеем нажать на нужную кнопку. С магическими приемами тоже не все просто – да, есть заклинания, которые активируешь, а дальше сидишь и смотришь, но в большинстве своем приходится дополнительно работать ручками. Например, для раскручивания волшебной пращи (одно из умений Еврея) нужно задействовать сразу три кнопки, и если не сделать это должным образом, можно попасть по самому себе и распрощаться с очками жизни. Некоторые скиллы и вовсе способны убить своего хозяина – тот же Кенни насквозь прошибается вызванным радужным единорогом, если мы не успеваем вовремя среагировать на появление специального индикатора.
Помимо рядовых приемов и заклинаний, для пользы дела можно использовать и сами знаете какие газы. В сражении они, не спорю, нужны (есть несколько видов чисто боевых скиллов подобного рода), но и в мирной жизни востребованы ничуть не меньше – в том числе и при решении головоломок разной степени сложности. Одним типом шептучников можно отвлекать врагов от своей скромной персоны, другим – взрывать препятствия, если рядом находится источник открытого огня, а третьим – с неполиткорректным названием “Нагасаки” – и вовсе устраивать самые настоящие землетрясения. К слову, таким вот нехитрым образом позволяется наносить превентивные удары по шастающим на локации врагам, снижая их численность перед предстоящим сражением. Но только лишь выпусканием газов взаимодействие с игровым миром не ограничивается – ведь есть же еще дальнобойное оружие, с помощью которого можно оглушать противников и уничтожать/сшибать некоторые объекты, и анальный зонд, позволяющий перемещаться между разбросанными тут и там инопланетными телепортами, и, собственно, напарники, к чьим услугам приходится прибегать и вне рамок боя. Также герой, занюхав парочку “волшебных дорожек” и превратившись в маленького гномика, может отправиться в путешествие по крысиным норам и узким щелям, куда “взрослый” мальчик не смог бы пролезть при всем желании.
А что с прокачкой? По мере прохождения игры – уничтожая врагов и выполняя задания – мы зарабатываем опыт, получаем новые уровни и очки навыков, после чего, радостные и довольные, отправляемся прямиком на страничку героя в социальной сети, где и распределяем очки по нужным нам позициям. Здесь же выбираем себе и пассивные умения – местный аналог перков. Правда, есть один нюанс – на получение доступа к этим способностями требуются “поинты”, которые даются исключительно за друзей. Чем больше жителей города добавляет нас в друзья в соц. сети, тем больше очков мы получаем – все просто. Но доверие некоторых аборигенов для начала нужно заслужить, исполняя их прихоти и капризы, подчас весьма и весьма абсурдные – это же South Park, черт возьми! С текущими поручениями можно ознакомиться в специальной вкладке, кроме того, все они отмечены на карте Саус-Парка. Интересный факт – до выхода в свет The Stick of Truth четкой структуры города попросту не существовало, и авторам пришлось потратить немало времени на то, чтобы воссоздать South Park в том виде, в каком он существует сейчас.
Еще одним важным пунктом “социального игрового меню” является окно персонажа, где мы можем поколдовать над внешним видом Чмо – сменить прическу, приклеить усы, мордашку там подправить – а также вооружить и приодеть героя. Боевой арсенал состоит как из игрушечных луков и вантузов, так и из полицейских дубинок и самых настоящих бластеров, а в гардеробе, помимо костюмов мага, рыцаря или эльфа, найдется и униформа гинеколога, и экипировка бойца S.W.A.T, и тряпки ТруЪ-гота. Что забавно, баскетбольный шарик по своим боевым характеристикам может превзойти тот же бластер, а сюртук еврея-хасида – украденные у инопланетян шмотки, и не спрашивайте меня, почему. Еще особенность – весь “эквип” строго привязан к уровню персонажа, так что водрузить на себя шапку, допустим, 5-ого уровня, находясь на 4-ом, не выйдет. Носить костюм или оружие уровнем ниже нашего – это всегда пожалуйста, но зачем? Характеристики-то не обманешь. Хотя можно нацепить на себя нашивки – что-то типа усилительных камней, но с поправкой на реалии South Park – и немного повысить определенные статы, но панацеей это отнюдь не является. Хочешь не хочешь, но с любимым вантузом или приглянувшимся прикидом все же в итоге придется распрощаться. Хотя и жалко бывает, не спорю.
За геймплей замолвили слово, теперь давайте поговорим о главном – о пошлых шутках, черном юморе, неполиткорректности, нетолерантности и дерьме. Всего этого в The Stick of Truth завались – не забываем о том, что родоначальники мультсериала – Мэтт Стоун и Трей Паркер – не только озвучили персонажей, но и написали сценарий игры. Как вам зомби-фашисты с четко очерченными свастиками на рукавах, кидающие зигу на каждом шагу? А сражение с гномами на фоне совокупляющихся родителей протагониста? А прогрессивные анальные исследования под авторством инопланетян? А блуждание в заднице мистера Мазохиста средь кукурузных початков и использованных кондомов? Что, вас не стошнило на этом эпизоде? Лично я искренне не понимаю, как The Stick of Truth вообще можно подвергать цензуре – в этом случае нужно сносить половину игры как минимум, и то останутся спорные моменты. А ведь есть же еще диалоги, где главный поставщик сквернословия – Великий Магистр Картман – отрывается так, как не позволял себе, наверное, и в мультике. Не скрою, иногда грязи и мерзости бывает столько, что хочется искренне возмутиться и затопать ногами: "Да сколько же можно, вашу мать, прекращайте!", но потом вспоминаешь, что перед тобой South Park, и поток негодования как-то быстро проходит. Тем более что ржаки все же встречаются куда как чаще, нежели моменты, ничего кроме омерзения и отвращения не вызывающие.
Главное, за что следует хвалить разработчиков The Stick of Truth, так это за следование идеалам South Park. Во всем чувствуется влияние мастера Стоуна и мастера Паркера, везде проглядывает Его Высочество Канон, и благодаря этому предмет нашего обсуждения совершенно не воспринимается как отдельный продукт, как что-то вне серии. Конечно, это игра, а не мультсериал, но она всеми частями тела повернута в сторону родителя, и меня, как поклонника South Park, этот факт только радует. И надо сказать, игрушка получилась именно такой, какой ее и желали видеть – циничной, злой, абсурдной, гротескной и безмерной смешной. И пусть количество грязи иногда зашкаливает до невообразимых пределов, пусть встречаются спорные моменты и огрехи (как то же кривоватое управление в PC-версии), но все это шелуха – плюнуть и растереть. Не тот это случай, когда капля дегтя может испортить весь вкусный мед. Да что уж там, лакомству под названием The Stick of Truth и капля дерьма бы не повредила. И воспринимайте это как хотите.
Рейтинг: 8,5/10