"И летели наземь самураи под напором стали и огня..." Обзор
Это мой второй обзор. Он, как и предыдущий тоже был впервые опубликован на GAMESHUNT, и по правилам Gamer.ru придется поставить источник в конце поста.
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
***
1864 год. Доверие японцев к сегунату подорвано. Война Босин, расколовшая японское общество только началась. Ортодоксальному сегуну, подмявшему под себя большую часть страны, бросил вызов юг, возглавлемый императором, сторонником вестернизации Японии. Две стороны приготовились к схватке, в которой решится, что же дальше ждет Японию. В этот момент мы берем в свои руки бразды правления одним из шести доступных кланов: проимператорские Сацума, Тесю и Тоса или же Айдзу, Нагаока и Дзедзай, поддерживающие сегунат. Причем, если ваша сторона проигрывает, всегда можно перебежать на сторону противника. Силы императора слабее, но им помогает Запад, который не остается в стороне и снабжает их оружием, военными советниками и новыми технологиями. И, как обычно, DLC - три вкусных клана: Сага, Тсу и Обама.
Вообще, в Fall of the Samurai модернизация выведена в приоритетную задачу. Развитие технологий происходит настолько быстро, что, замешкавшись, можно быстро проиграть более развитому противнику. Торговля с Западом весьма благоприятна для экономики. Чем лучше у вас отношения с иностранцами, тем больший доход вы получаете от торговли с ними. Правда из-за преимущества в технологиях приходится расплачиваться благополучием населения - недовольные японцы требуют изгнать варваров с островов и бунтуют. Игра порой провоцирует игрока: приходится делать выбор, например, казнить ли иностранных дебоширов, как того требует народ или же отпустить, сохранив им жизнь и отношения с Западом, но вызвать недовольство низов. Сохранение благоприятных отношений с гайдзинами на протяжении долгого времени дает существенное увеличение дохода от торговли с ними, доступ к французской, американской или британской пехоте
и новые технологии, при развитии которых можно получить иностранные броненосцы. При совсем уж благоприятных обстоятельствах гайдзины подарят вам отряд элитной пехоты, вооруженной самым новым оружием.
В торговле тоже произошли изменения - теперь не нужно захватывать фактории, требуется лишь модернизировать порт как в Rome Total War и он сам откроет торговые пути.
Хорошо по воде брести
Через тихий летний ручей
С сандалиями в руке.
***
В начале кампании доступны лишь жалкие пехотинцы с хлипеньким оружием. Развиваясь, их заменят опытные японские воины с карабинами и гайдзинские отряды, которые можно нанимать в крупных городах. Повторюсь, модернизация очень важна для технологического превосходства, так как, если упустить несколько лет, можно отстать от противника и на поле боя вашим лучникам и крестьянам будут противостоять французские стрелки с карабинами и элитная японская пехота. Жалко, что в игре нет прямого иностранного военного вмешательства. Было бы приятно присоединить острова к Российской Империи или Китаю, которые, кстати, никак не показаны в игре.
И, конечно же, без модернизации не получить Пулемет Гатлинга - машину смерти, которая косит армию получше слонов из Rome Total War. Как известно, ее разработал старый врач-добряк, пожелавший, видимо, большего притока клиентов. Надо сказать, что Creative Assembly добавили управление артиллерией от первого лица. То же самое коснется и корабельных пушек, которыми отныне может управлять сам играющий. Помимо сказанного появилась возможность обстрелять город или инфраструктуру с моря на стратегической карте. Для этого необходимы две вещи: модернизированные корабли и сама цель, находящаяся в зоне поражения. Многие города расположены у моря, что облегчает задачу и позволяет устраивать так называемые "рейды" в стан врага. Но не забывайте, что ваш флот могут атаковать береговые укрепления. Но против большого количества кораблей они почти бесполезны. Призвать флот можно и на тактической карте. По вашему указанию корабли начнут обстреливать указанную местность сражения. Так легче брать осажденный город, в котором войско ограничено стенами. Точно упавшие снаряды способны сократить численность вражеского войска на ощутимое количество воинов. Чем больше число и техническая оснащённость кораблей, тем больше снарядов поразит цель. Но и у осажденных появилось новшество - модернизация башен. Сначала доступны стандартные лук и стрелы, и по возрастанию технологического развития открываются открываются мушкеты, а позже пушки с пулеметами.
Солнце все делит,
Тьма все обьединяет.
Ночью мир един.
***
Искусственный Интеллект доработан - на средней сложности сражается вполне достойно, но все еще, впрочем, не теряет возможности "поддаться" игроку. Союзники теперь не предадут вас, блюдя, по всей видимости, самурайскую честь. Но, начав против дружественного клана войну, отношения с остальными союзниками сильно ухудшатся.
Примерно в середине кампании, когда ваш клан становится сильнейшим, начинается самое интересное. Большая война окончательно делит все фракции на три стороны. С сильнейшим кланом единомышленники заключают союз, фракции противника тоже сплачиваются вокруг одного и готовы сражаться против вас до конца, не внемля дипломатии. Есть и третий путь, самый сложный, для опытных игроков Total War. В этом случае вы принимаете сторону республики, и вам объявляют войну все кланы. Игрок-республиканец теряет всех специальных агентов, все отношения с ним разорваны. Наверное, пусть это и тернистый, но самый интересный путь.
Становясь океаном,
Сожалеют ли воды реки
О своих берегах?
Хризантемы в снегу,
Как светла эта ночь перед боем.
***
Вообще, назвать Fall of the Samurai аддоном, язык не поворачивается, настолько много разных изменений и нововведений. Игра получилась стильной и красивой, с прекраснейшей передачей духа того времени.
С уверенностью могу заявить - на данный момент это лучшая Total War, пусть и является всего лишь отполированной Shogun 2.
Плюсы:
Много новшеств, выводящая ее в один ряд с полноценными играми серии. Хорошо подобранное звуковое сопровождение. Погружение в эпоху гарантировано.
Минусы:
Отсутствие привычных штыков. Небольшая карта, конфликтующая с названием Total War. Схожесть войск у кланов.
Оценка: 9,5 из 10
Спасибо за помощь в написании поста I7u4eHbKa, mchammer, VictorMarius и MrPatogen.
И, соблюдая устои Gamer.ru:
Источник: