Говорят, в средние века торговля шелком была более выгодна, чем торговля наркотиками. Шелковый путь шел от Китая до Византии, и чуть позже - до Венеции. Но про эту эпоху мы знаем мало, не так ли?.. Все-таки нам ближе история родной страны, а уж про Европу столько всего написано, что и за 100 лет не перечитаешь...
Попала тут мне в руки книга автора под непонятным псевдонимом «Мастер Чэнь». Ну, про средневековый Китай, интересно же, загадочно, я и схватила. И не пожалела.
Уже после первой главы стало ясно, что книга классная, но писал ее отнюдь не китаец и не в средние века. Писал всяко наш современник, и по-любому славянин ^^ (хотя главный герой - согдиец, т.е. практически перс по нашим меркам). Например, некоторые моменты культуры и поведения, которые встречались мне в китайских фильмах, книгах и даже играх (помню, например, сюжетные повороты игры "Мастер Ли и летающие кинжалы", в ужасающем переводе от Руссобит, частенько меня ставили в тупик), мне прежде были совершенно непонятны. Я смотрела эпизод и не понимала – почему герои и их окружение поступают именно так и говорят то, что говорят, и делают какие-то свои выводы, или отчего все ведут себя так, как будто происходит что-то невероятно важное, хотя всего лишь человек пишет строчку стихотворения или пьет чарку вина?.. В этой книге автор тоже не избежал таких загадочных сцен, но... он добавляет всего лишь пару предложений об истории культуры, рационально (но ненавязчиво) указывая на истиную подоплеку события, и все становится понятным.
Потом обнаружилось, что автор уже успел написать к книге пару приквелов, это самостоятельные и не менее замечательные книги про того же героя, но уже в других странах – «Любимый Ястреб дома Аббас» и «Любимый жеребенок дома Маниахов».
Все книги являются добротными историческими детективами, с отчетливой «шпионской» составляющей, но далеко не это в них главное, на мой взгляд. Главное - это разрыв шаблона :) У меня были несколько другие представления о том времени (хотя, признаюсь, в плане истории в целом и востока в частности я существо безграмотное).
Время – средние века, где-то 710-720-е гг. (чтобы было понятнее - например, дед главного героя разговаривал с пророком Магометом). Персидская империя уже уничтожена последователями Магомета, и мир, сам о том не догадываясь, балансирует между двумя империями.
Как говорит главный герой – мир это коромысло, один груз которого - Поднебесная, другой - Византия, само коромысло – Шелковый Путь, а человек, несущий коромысло – это Согд, родина героя, маленькая страна вод и каналов посреди пустынь. Один вытоптанный всадниками канал превращается в вымершую крестяньскую семью, несколько каналов - в погибшую деревню, а прошедшая через Согд армия может почти случайно уничтожить целую страну - и надолго прервать шелковый путь...
Главный герой за три книги из успешного купца шелком, аж 8 раз преодолевшего Шелковый Путь (а на это в те времена требовалось более 2х лет!), превращается в умного разведчика.
«Ястреб» - довольно интересная шпионско-историческая книга, действие которой разворачивается в местах от Самарканда до будущего Багдада (который как раз в конце книги закладывается новым халифом). Сложная книга, рассказывающая о событиях, оказавших огромное влияние как на всю историю окружающих стран, так и на характер героя.
Кстати, поклонникам Assassin's Creed могло бы быть интересно читать о местах, касающихся игры. Например , в "Ястребе" затрагивается история ассасинов. Даже не история, а пред-история... А в "Жеребенке" речь идет об основании Венеции ("...несколько деревень на сваях прямо в море, которые мы называем просто Вениче..." - говорит одна из героинь книги, высокродная византийка), и как-то неожиданно становится понятно многое из истории Венеции.
«Жеребёнок» - тоже исторический детектив, довольно милый. Здесь речь идет о другом конце «коромысла» Шелкового Пути – о Византии, которая тогда называла себя Римской империей и пребывала в периоде «иконоборчества» (когда в православии было запрещено рисовать богов и святых, «ибо бога нарисовать невозможно»).
«Мартышка» - самая лучшая книга. Здесь и замечательная романтическая линия, и множество интересных исторических сведений, и детектив, и немного (в самый раз) мистики, и захватывающие описания Китая, его жителей и обычаев. Больше всего меня удивил хэппи-энд – такого длинного, вкусного и успокаивающего хэппи-энда я еще не читала. Он кажется сказкой, тем не менее, все реакции и действия героев психологически оправданы и, говорят, не противоречат историческим фактам (хотя есть и иные трактовки истории Ян Гунфэй, прекраснейшей любовницы китайского императора династии Тан, о которой до сих пор, как мы видим, слагают легенды).
Что еще сказать? Все книги очень интересные, я много узнала нового, герои невероятно живые и интересные. Мне хотелось порой бросать ко всем подряд и приставать - "ну почитай это, почитай же!" Получила необыкновенное удовольствие от чтения.
А автор, надо же, оказался историком-китаеведом и политическим обозревателем Дмитрием Косыревым.