Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Avatar

Геймер gimlizon912 1

10

World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)

СУ-18

World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
World of Tanks - World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
СУ-18 (Самоходная Установка) — Советская самоходная артиллерийская установка на шасси легкого танка МС-1.

САУ осталась только на документах и чертежах, не было ни её прототипа, ни тем более её массового производства. По всем тактико-техническим характеристикам, кроме вооружения и массы, СУ-18 схожа с Т-18, так как основывалась на шасси этого легкого танка: СУ-18 не имела башни(т.к. являлась САУ) и имела 76,2-мм полковую пушку.

Проект САУ не приняли, т.к. выяснилось, что такая маленькая масса не могла выдержать выстрела 76,2-мм пушки, при том имея расчет, и не меняя кардинально само шасси. Позже проект маленькой САУ решили перенести на уже более крупный танк Т-19.

Боевая масса, т 6,11

Экипаж, чел. 2

Годы производства не производилась

Длина корпуса, мм 3500, 4380 с «хвостом»

Ширина корпуса, мм 1760

Тип брони стальная катаная

Тип двигателя рядный 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения

Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах

СУ-26

World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
World of Tanks - World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
Разработчик: САУ строилась на шасси ремонтируемых танков Т-26

Год начала работ: 1941

Год выпуска первого прототипа: 1941

Серийный выпуск САУ проводился в 1941-1942 гг.

Тактико-технические характеристики СУ-26 \ СУ-76П

Боевая масса, т около 12

Экипаж, чел. 4

Габаритные размеры

Длина, мм 4620

Ширина, мм 2440

Вооружение 76-мм полковая пушка обр.1927 г.

Бронирование

лоб корпуса, мм 16

лоб рубки, мм 20

Двигатель карбюраторный, Т-26, мощностью 90 л.с.Трансмиссия 5 передач вперед и 1 назад

Ходовая часть (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно в 4 тележки, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо

Скорость 30 км\ч

Запас хода по шоссе, км 130

Преодолеваемые препятствия

Высота стенки, м 0,75

Ширина рва, м 2,00

Глубина брода, м 0,60

Как известно, в середине 1930-х гг. была реализована идея установки на шасси танка Т-26 более мощного артиллерийского вооружения, которая привела к созданию САУ СУ-1, СУ-5, СУ-6 и АТ-1. В силу различных причин до крупносерийного выпуска ни одна из них не дошла, однако эта история имела продолжение уже в годы войны.

В первые месяцы лета 1941 г. на ремонтные предприятия и танковые заводы поступило значительное количество легких танков Т-26 с повреждениями различной степени тяжести. Поскольку уже тогда была очевидна неспособность “двадцать шестых” на равных бороться с новыми модификациями немецких средних танков Pz.III и Pz.IV их постепенно стали приспосабливать под другие цели. Помимо ремонтных и эвакуационных машин на шасси Т-26 небольшими сериями выпускались САУ огневой поддержки. Так, например, в документах 124-й танковой бригады от 15 октября 1941 г. фигурируют две самоходные 37-мм пушки на шасси Т-26. О том, как выглядели эти САУ и чьими силами была осуществлена их переделка, сведений не сохранилось.

Гораздо больше известно о том, что на заводе подъемно-транспортного оборудования имени Кирова (Ленинград) осенью 1941 года производился выпуск легких САУ. Инициатором их создания был Военный Совет Ленинградского фронта, который подал заявку в НКТП о возможности перевооружения танков БТ и Т-26 орудием КТ калибра 76,2-мм. Уже в октябре того же года на заводе №174 была изготовлена и испытана легкая САУ на базе танка Т-26. Испытания прошли удовлетворительно и по их результатам Военный Совет Ленфронта обязал завод №174 наладить выпуск этих САУ. Основой для них служили те же ремонтно-пригодные Т-26, с которых снимали башню, а вместо неё устанавливали 37-мм противотанковую пушку или 76,2-мм полковую пушку обр.1927 г. Орудие закрывалось бронещитом и имело круговой сектор обстрела. По документам они проходили под разными названиями: СУ-Т-26, Т-26-СУ, СУ-26 или просто как СУ-76. Если верить данным отчета оборонной промышленности ГК ВКП (б) о производстве техники и боеприпасов в Ленинграде таким образом было построено 14 машин, с каким именно вооружением не сказано. По всей видимости, если уже упоминавшиеся две 37-мм САУ передали 124-й тб, то 12 остальных самоходок были оснащены 76,2-мм пушками. Кстати, та же танковая бригада 12-го января 1942 г. получила в своё распоряжение "3 76-мм орудия на самоходных установках Т-26". 20 февраля 1942 года, во время атаки 124-й танковой бригадой немецких позиций в районе Виняголово было "подбито и сгорело 2 самоходных установки на шасси Т-26 с 76 и 37-мм пушками". Кроме 124-й бригады, 76-мм установки на Т-26 были и в составе 220-й танковой бригады: по состоянию на 17 мая 1942 года в ней имелось 4 таких установки, которые эксплуатировались вплоть до 1944 года. Начиная с 1943 года эта САУ была переименована в СУ-76П ("полковая"), чтобы не возникало путаницы с новой серийной машиной под тем же индексом.

СУ-5

World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
World of Tanks - World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
Параллельно с созданием самоходных орудий большой мощности в СССР начались работы по созданию «малого триплекса» для дивизионной артиллерии, который должен был включать в себя САУ, оснащенный 76,2-мм полковым орудием, 121,9-мм гаубицей и 152,4-мм мортирой. Согласно существовавшей тогда теории, наличие подобного триплекса в полной мере могло покрыть весь спектр задач армии.

За разработку всех трёх проектов отвечало КБ завода опытного машиностроения им. Кирова (№ 185) под руководством С. А. Гинзбурга и П. Н. Сячинтова. Ответственным конструктором был назначен В.Москвин.

В качестве базового шасси был выбран легкий танк T-26 образца 1933 года, производство которого осуществлялось в Ленинграде. В связи с тем, что существующая танковая компоновка совершенно не подходила для САУ корпус Т-26 был радикально переработан. Отделение управления, вместе с сидением водителя и органами управления, а также элементы трансмиссии по-прежнему находились в носовой части, но моторное отделение переместили к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков бронированными перегородками. Здесь был установлен стандартный бензиновый двигатель T-26 мощностью 90 л.с. с укороченным карданным валом, главный фрикцион, вентилятор, радиатор, масляной и топливный баки, которые разделялись герметичными выгородками. Моторное отделение соединялось специальным карманом с боковыми отверстиями для выброса охлаждающего воздуха. На крыше было вырезано отверстия с бронированными жалюзи для входа охлаждающего воздуха и два люка для доступа к карбюратору, свечам, клапанам и маслофильтру.

Боевое отделение, где находились места для расчета из 4-х человек и орудие, было перемещено в кормовую часть корпуса. Для гашения отдачи при стрельбе на землю опускался специальный сошник, расположенный на корме. Помимо этого, могли использоваться дополнительные бортовые упоры. Вместе с тем, ходовая часть изменений не претерпела. Как и на серийном танке T-26, применительно на каждый борт, она состояла из следующих компонентов: 8 опорных катков сблокированных в четыре тележки (1-2 и 3-4 тележки имели общую подвеску с амортизацией на листовых рессорах), 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колеса.

Самоходные орудия получили общее обозначение СУ-5, но в зависимости от типа устанавливаемого орудия к нему прибавлялся индекс. Соответственно, САУ обозначались как СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3.

Самой легкой, как и следовало ожидать, среди них была СУ-5-1 — она весила всего 10200 кг. На этой САУ монтировалось 76,2-мм полковое орудие образца 1902930 гг., защищенное 15-мм лобовым бронещитом. Горизонтальный угол наведения пушки составлял ±15°, вертикальный — от −5° до +60°. Приборы наведения состояли из панорамы Герца и телескопического прицела. При стрельбе с места полик заряжающего опускался. Боекомплект пушки, уложенный непосредственно в машине, состоял всего из восьми выстрелов. Самоходная установка СУ-5-2 отличалась только 121,9-мм гаубицей обр.1910030 гг. (сейчас принято «округление» до 122-мм) и возимым боекомплектом, состоявшим из 4 выстрелов и 6 гильз.

На СУ-5-3 была установлена 152,4-мм мортира НМ обр.1931 г. Из-за больших габаритов артсистемы «тройка» имела более ограниченные углы наведения: ±7° по горизонтали и от −0° до +72° по вертикали. Масса этой САУ составила 10400 кг при том, что возимые боекомплект отсутствовал вовсе.

СУ-8

World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
World of Tanks - World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
Проекту зенитной САУ СУ-8, появившегося в 1933 г., предшествовали несколько попыток установить противовоздушное орудие на шасси грузовых автомобилей. Первые такие опыты были проведены ещё во время Первой мировой войны, однако по таким характеристикам, как грузоподъемность и проходимость колесное шасси заметно уступало гусеничному. Всерьез дело сдвинулось с мертвой точки только в начале 1930-х гг., когда на вооружение РККА в массовых количествах стали поступать танки. В 1932 г. силами КБ Артакадемии под общим руководством профессора Ф.Л.Хлыстова был подготовлен эскизный проект зенитной самоходки, оснащенной 76,2-мм пушкой 3К обр.1931 г., основой для которого стал средний танк Т-24, недавно запущенный в серийное производство. Разработку признали лишь частично удачной, поскольку шасси первого советского среднего танка имело ещё много недоработок и не было предназначено для установки орудия такого типа. Вместо него, в конце 1933 г., появился другой, более совершенный проект зенитной САУ – на этот раз было выбрано шасси танка Т-28. Глобальным изменениям эта машина не подверглась. Вместо башен, в передней части корпуса, на тумбовой установке монтировалась пушка 3К. При стрельбе планировалось использовать откидные упоры, уменьшавшие раскачивание боевой платформы, что должно было положительно сказаться на точности выстрела. Для защиты от огня стрелкового оружия имелись бортовые бронеэкраны. Несмотря на небольшой объём доработок ни одного прототипа СУ-8 построено не было. Причиной тому стало медленное развертывание производства танков Т-28, которые при поступлении в войска страдали от многочисленных дефектов, и сравнительно большая стоимость и сложность самоходки. В результате, к концу 1934 г. недостроенный прототип СУ-8 был частично разобран и переделан обратно в танк, а в 1935 г. все работы по зенитной САУ на шасси Т-28 практически полностью свернули.

Возвращение к проекту СУ-8 вынужденно состоялось в 1939 г., когда стало ясно, что альтернативные проекты себя не оправдали. Доводка САУ велась и до этого, но в конце 1930-х гг. более приоритетной стала разработка самоходок “повышенной мощности” – то есть оснащенных крупнокалиберными орудиями. Так появилось несколько проектов СУ-8, которые разрабатывались в рамках так называемого “среднего триплекса”. В частности, предлагалось на шасси Т-28 установить 152-мм гаубицу, 203-мм мортиру или 76-мм противотанково-зенитную пушку. Эти проекты были рассмотрены в ГБТУ, но ни один из них не получил одобрения. На этом история САУ на шасси среднего танка Т-28 завершилась.

С-51

World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
World of Tanks - World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
С-51 — опытная советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. Эта боевая машина была разработана осенью 1943 года на базе тяжёлого танка КВ-1С Центральным Артиллерийским Конструкторским Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина. Буква С в названии САУ по принятой тогда системе обозначений соответствовала разработкам ЦАКБ, а индекс 51 являлся порядковым номером проекта. Установка С-51 в целом успешно прошла полигонные испытания, но на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии не принималась и серийно не производилась.

История создания

Переход Красной Армии к активным наступательным действиям в конце 1942 года показал необходимость её оснащения мобильной артиллерией особой мощности. Против мощных ДОТов и укреплённых зданий в городских боях иной раз было недостаточно даже огневой мощи буксируемой и самоходной артиллерии калибра 152,4 мм. Для решения такого рода задач на вооружении РККА находилась буксируемая 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4), однако её выдвижение на дистанцию огня прямой наводкой представляло собой немалый риск для расчёта, тягача и самого орудия. Кроме того, низкая скорость транспортировки гаубицы Б-4 на марше не позволяла использовать её возможности во время быстрых и глубоких ударов вглубь обороны противника. Поэтому ещё в начале 1942 года был выполнен эскизный проект У-19 по размещению гаубицы Б-4 на полностью бронированной САУ класса штурмовых орудий на базе тяжёлого танка КВ-1. Однако проектная масса превысила 60 т, что для и без того перегруженной и ненадёжной трансмиссии КВ-1 было бы непосильной ношей. Вторым ограничением такой САУ был малый угол возвышения гаубицы, не позволяющий использовать её возможности по навесному огню и дальней стрельбе с закрытых позиций.

Поэтому осенью 1943 года ЦАКБ спроектировало и построило вооружённую гаубицей Б-4 САУ открытого типа, которая при приемлемой массе обладала неплохой мобильностью и маневренностью. Испытания новой САУ, получившей обозначение С-51, проходили на Гороховецком артиллерийском полигоне в марте — апреле 1944 года. Установка С-51 прошла 115 км и сделала 209 выстрелов, по результатам которых она рекомендовалась для принятия на вооружение Красной Армии при устранении выявленных недостатков. К последним относились большой откат САУ при выстреле и сбивание наводки, особенно при малых углах возвышения. Также из-за смещения установки во время выстрела рассеивание снарядов получалось довольно большим. Также члены компетентной комиссии отметили «удовлетворительную работу и прочность агрегатов орудия» и ходовой части, но с оговоркой в адрес «трансмиссионной группы, которая во время испытания имела ряд дефектов, обусловленных её плохим техническим состоянием и изношенностью деталей». Отмеченные недостатки по мнению испытателей можно было бы устранить «путём постановки сошников в задней части корпуса самохода, как это было сделано на 203-мм самоходной установке СУ-14...».

Также в монографии М. Коломийца, посвящённой танку КВ, упоминается аналогичная по конструкции установка со 152,4-мм пушкой Бр-2, которая прошла в июле 1944 года испытания под Ленинградом и постановка вопроса о серийном производстве таких САУ на базе танков ИС осенью того же года. Однако этого так и не было сделано, а эксперименты с САУ такого типа были продолжены уже после войны в рамках создания крупнокалиберной артиллерии, способной стрелять снарядами с ядерной взрывчаткой. Серийной советской САУ такого типа стала уже современная 2С5 «Гиацинт».

СУ-14

World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
World of Tanks - World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
В конце ноября 1936 г. для испытания пушечного варианта "триплекса" с Уралмашзавода и завода "Баррикады" были доставлены 152-мм длинноствольные орудия У-30 и БР-2. Перевооружение состоялось в конце 1936 г., а испытания машин, оснащенных пушками, состоялись в феврале 1937 г. и закончились успешно. Планом на 1937 г. предусматривалось изготовление установочной серии из пяти машин СУ-14-Бр-2 (со 152-мм орудием Бр-2), а с 1938 г. предполагалось наладить их серийный выпуск. К лету 1939 г. предусматривалось создание 280-мм самоходной мортиры СУ-14-Бр-5, но о гаубичном варианте СУ-14-Б-4 не вспоминали, так как создатель гаубицы Б-4 Магдесиев, начальник КБ завода "Большевик", сломался на допросах и сознался в своей вредительской деятельности. Правда, вскоре был арестован и руководитель работ по СУ-14 П.И. Сячинтов, и с этой интересной боевой машиной случилось то же, что и с орудием Б-4. Все работы по подготовке серийного производства САУ были остановлены, а два готовых образца были переданы на хранение военному складу №37 в Москве.

Вспомнили о них в декабре 1939 г. при штурме "линии Маннергейма". Красная Армия, столкнувшись с мощными современными укреплениями, остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках крупных калибров. Постановлением Комитета Обороны СССР от 17 января 1940 г. "О спецзаданиях для нужд Действующей армии" заводу №185 имени С.М. Кирова (бывшему Опытному заводу Спецмаштреста) поручалось "отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14". Предполагалось, что экранированные самоходки смогут свободно подходить к финским дотам на 1,5 - 2 км и расстреливать их прямой наводкой.

В конце января 1940 г. машины прибыли из Москвы на завод, но работа затянулась - броневые листы с Ижорского завода начали поступать только в конце февраля. Экранировка машин была завершена лишь к 20 марта, когда боевые действия уже закончились. Самоходки, получившие дополнительную броню толщиной 30-50 мм, стали весить 64 т. 27 марта машины прошли обкатку на маршруте протяженностью в 26 км. Отмечалось, что "на 3-4 передаче скорость не превышает 20-22 км/ч., при движении по целине двигатель работает напряженно, развороты происходят тяжело". Из-за сильной перегрузки на опытном образце СУ-14 резиновые бандажи опорных катков заменили металлическими.

В апреле 1940 года СУ-14 и СУ-14-Бр-2 проходили испытания на НИАПе, а в июле в составе группы танков капитана П.Ф.Лебедева - в Киевском Особом военном округе. В сентябре 1940 г. обе машины передали на хранение НИБТПолигону. Осенью 1941 г., во время обороны Москвы, обе СУ-14, вместе с еще одной опытной САУ Т-100-Y в составе "Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения" использовались в районе ст. Кубинка для стрельбы с закрытых позиций по наступавшим немецким войскам. До сегодняшнего дня в Кубинке сохранилась бронированная СУ-14-1, вооруженная 152-мм пушкой Бр-2, а СУ-14 в 60-е годы была пущена на металлолом.

Объект 212

World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
World of Tanks - World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
Незадолго до начала войны ходовая часть тяжелого танка КВ послужила основой для разработки самоходного орудия, имевшего индекс Объект 212. Работы проводились в СКБ-4 ЛКЗ под общим руководством Ж.Я.Котина, ведущим конструктором был назначен Ц.Н.Гольбурт. Проект, представленный на рассмотрение АБТУ в конце 1940 года, разрабатывался под явным влиянием советско-финской войны.

Преодоление долговременных укреплений “линии Маннергейма” оказалась намного более сложной задачей, чем она представлялась Генштабу РККА, и решить её без помощи тяжелой артиллерии оказалось просто невозможно. В ряде случаев стрельба из тяжелых орудий велась по финским ДОТам прямой наводкой, что было не всегда возможно в условиях сильного огневого противодействия. Проблема могла решиться принятием на вооружение САУ оснащенных крупнокалиберными орудиями, но такие машины поступили на испытания лишь в начале февраля 1940 года, когда оборона противника была уже прорвана. Поскольку острая необходимость в такого рода самоходках исчезла проекты Т-100-Y и СУ-14-1 предпочли закрыть в пользу танка прорыва КВ-2. Воспользовавшись этим Котин решил самостоятельно развивать тему тяжелых самоходок, которые можно было бы использовать для ударов по ближним тылам противника, либо по его переднему краю обороны.

Для будущего самоходного орудия была выбрана пушка Бр-2 калибра 152,4-мм, ранее установленная на СУ-14 образца 1937 года. Эта артиллерийская система, созданная КБ завода “Баррикады” в 1931 году, на сравнительных испытаниях с орудием Б-30 была вначале отвергнута, но затем – по не вполне ясной причине, всё же принята на вооружение. Выбор в пользу Бр-2 оказался не самым оптимальным, так как пушка обладала несколькими конструктивными недостатками, а её опытный образец был практически разрушен по причине разрыва ствола. Тем не менее, в течении 1937-1940 гг., было выпущено 37 орудий, которые впоследствии вошли в состав тяжёлого пушечного полка Резерва Верховного Главного Командования.

Тем не менее, при всех своих недостатках (невысокая мобильность, трудоёмкость в изготовлении, низкая живучесть ствола) Бр-2 обладала высокой мощностью. В номенклатуру боеприпасов Бр-2 входили два типа боеприпасов: осколочно-фугасные 53-ОФ-551 массой 48,9 кг и бетонобойные 53-Г-551 массой 49 кг. Начальная скорость снаряда 53-ОФ-551 составляла 880 м\с, максимальная дальность выстрела – 25 км (для орудий с мелкой нарезкой этот показатель составлял 27 км). В случае попадания любого из этих снарядов в танк или бронемашину итогом являлось полное их разрушение. Конструктивно орудие Бр-2 состояло из ствола (длиной 47,2 калибра), затвора поршневого типа, лафета, гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Заряжание орудия – картузное, но для облегчения подачи снарядов с грунта имелся специальный кран с лебёдкой. Для того, чтобы разместить на базе КВ эту артиллерийскую систему пришлось значительно доработать ходовую часть. Число опорных катков увеличили с 6 до 7, причем в задней части расстояние между ними было сокращено, а в средней (менее нагруженной) – увеличено. Поддерживающих катков осталось 4, однако в виду изменения компоновки ведущее колесо перенесли вперёд. Направляющее колесо с винтовым механизмом натяжения гусениц теперь располагалось сзади. Подвеска самоходного орудия осталась независимой торсионной. Гусеница самоходки была мелкозвенчатой с шириной траков 660 мм. Изменения в конструкцию шасси были внесены по причине полного перепроектирования компоновки. Боевое отделение располагалось сзади и, частично, в средней части корпуса. Отделение управления, в котором находились места механика-водителя и стрелка-радиста, находилось между трансмиссионным и моторным отделением. Корпус был сварным и собирался из катаных броневых листов толщиной 20, 30, 50 и 60 мм.

Орудие Бр-2 устанавливалось в рубке и оснащалось телескопическим прицелом. Углы наведения оказались достаточно скромными и составляли от -3 до +15 по вертикали и -8 по горизонту. Несмотря на то, что снаряды теперь находились в буквальном смысле “под рукой”, действия заряжающего сильно ограничивались их массой. В целях облегчения процесса заряжания предусматривалась установка специального лотка, как у гаубицы М-10 в тяжелом танке КВ-2. В номенклатуру боеприпасов к орудию вводился бронебойный снаряд массой 51,07 кг, который имел начальную скорость 860 м\с и на дистанции 5000 метров мог пробить 40-мм лист брони.

Для защиты от пехоты САУ оснащалась тремя пулеметами ДТ калибра 7,62-мм. Один из них устанавливался в лобовом листе корпуса, второй – в кормовой части боевого отделения, третий был зенитным и должен был монтироваться на турели на крыше боевого отделения.

Боезапас для орудия Бр-2 составлял 47 выстрела раздельного заряжания и 3000 патронов для пулеметов ДТ. Для сравнения, танк КВ-2 комплектовался 36 выстрелами и 3087 патронами.

Поскольку оценочная масса Объекта 212А приближалась к 65 тоннам для неё понадобился сверхмощный двигатель. В качестве основного варианта был выбран форсированный В-2 с приводным центробежным нагнетателем, который должен был развивать максимальную мощность 850 л.с. Это позволило бы развивать максимальную скорость до 35 км\ч и запас хода по шоссе порядка 200 км.

Внешняя связь обеспечивалась радиостанцией 71-ТК-3М со штыревой антенной, внутренняя связь (вероятнее всего) между членами экипажа – переговорным устройством типа ТПУ-3 или ТПУ-3Бис-Ф.

Хотя тяжелые самоходные орудия утратили прежний приоритет проект Объекта 212А получил одобрение АБТУ и был принят к реализации. Постройку САУ надлежало провести на ЛКЗ, куда в декабре 1940 года был отправлен комплект рабочих чертежей для изготовления корпуса. Однако в это время предприятие было сильно загружено заказами на выпуск КВ-1 и КВ-2, на доработку которых были брошены основные силы кировского КБ. Помимо этого, в апреле 1941 года начались подготовительные работы по производству танков КВ-3 (первой версии, с удлиненных шасси и 76,2-мм пушкой), так что на САУ сил уже не оставалось.

Окончательная сборка корпуса затянулось вплоть до июня 1941 года, а после начала войны стало не до опытной “штурмовой” самоходки. Возможно, дело удалось бы довести до ходовых испытаний, но ЛКЗ не успело поставить шасси для САУ. В результате самоходная установка Объект 212А была разобрана на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОЙ САУ

Объект 212А образца 1940 г.

Разработчик: КБ ЛКЗ

Год начала работ: 1940

Год постройки первого прототипа: 1941 (построен только корпус)

Причина завершения работ: начало войны и неготовность прототипа.

БОЕВАЯ МАССА - 63000 кг

ЭКИПАЖ, чел. - 7

ВООРУЖЕНИЕ

152,4-мм пушка Бр-2 и три 7,62-мм пулемета ДТ

БОЕКОМПЛЕКТ

47 выстрелов и 3000 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

телескопический прицел

БРОНИРОВАНИЕ

лоб рубки - 60 мм

лоб корпуса - 60 мм

борт - 50 мм

крыша - 30 мм

днище - 20 мм

корма - 60 мм

ДВИГАТЕЛЬ

В-2СН, дизельный, 12-цилиндровый, 4-тактный, мощностью 850 л.с.

ТРАНСМИССИЯ

многодисковый главный и бортовые фрикционы сухого трения, 5-скоростная коробка передач

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 7 сдвоенных основных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо

СКОРОСТЬ

30 км\ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

200 км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м - 1,00

Ширина рва, м - 2,50

Глубина брода, м - 1,30

СРЕДСТВА СВЯЗИ

радиостанция 71-ТК-3

Объект 261

World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
World of Tanks - World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)
Самоходная артиллерийская установка повышенной мощности "Объект 261"

Самоходная артиллерийская установка "Объект 261" разрабатывалась в КБ Челябинского и Ленинградского Кировских заводах на базе опытного тяжелого танка ИС-7. В качестве двигателя использовался доработанный корабельный дизель М-50 большой мощности. В легкобронированной открытой рубке размещалась мощная 152-мм пушка М-31, она разрабатывалась в КБ пермского завода №172 на базе баллистики пушки Бр-2 и была унифицирована по ряду деталей с танковой пушкой М-51. Пушка М-31 прошла испытания в октябре 1948 года. Проект самоходной артиллерийской установки "объект 261" был разработан в 1947 году.

Не смотря, на неудачи с предыдущими САУ повышенной мощности, идея поставить сверхмощные пушки на самоходные шасси, не покидала советское руководство, и после войны.

Глубоко модернизированная пушка Бр-2 получила новое название - М-31. Модернизация была проведена настолько глубоко, что от Бр-2 мало что осталось. Проектные работы осуществляло КБ завода № 172. Основные отличия от Бр-2 были следующие: не поршневой, а горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор, мощный щелевой дульный тормоз, который поглощал до 70% энергии отката. Ствол пушки снабжался массивным казенником для получения необходимого веса откатных частей и для лучшего уравновешивания качающейся части. Заряжание у нового орудия было раздельно-гильзовое. Досылка снаряда производилась с помощью пружины досылателя, взводящегося автоматически при откате. Механизм продувания канала ствола работал так же автоматически. В нём использовался сжатый воздух из отдельного баллона. Тормоз отката сделали гидравлическим, а накатник пневматический. Два цилиндра тормоза отката и два цилиндра накатника сделали жестко связанными со стволом. Таким образом, за счет казенника и противооткатных устройств существенно увеличен вес откатывающихся частей, что вместе с дульным тормозом дал очень малый откат для пушки с такой баллистикой (520-мм против 1400-мм у Бр-2). Подъемный и поворотный механизмы пушки были секторного типа с червячным самотормозящим звеном. Подъемный механизм имел только ручной привод, так как требование электропривода ГАУ сняло (довольно странное решение). Пушка М-31 имела прицел ТП-47А для прямой наводки и прицел ЗИС-3 для стрельбы с закрытых позиций. Ну и последнее, эту пушку изначально проектировали унифицированной со 152-мм танковой пушкой М-51, имевшей те же баллистические данные.

Доработанный и согласованный с Челябинским заводом технический проект пушки М-31 был выслан для рассмотрения и заключения в Артком ГАУ в конце 1947 года. У пушки получились просто уникальные данные. Дальность стрельбы орудия была почти 28 км (27800 метров) при начальной скорости снаряда в 880 м/с. Однако, представленный Челябинским заводом проект самохода объект 715 (впоследствии он получил известность как танк ИС-7) не был утвержден, и его возвратили заводу на доработку. В связи с этим потребовался коренной пересмотр всей компоновки пушки, хотя при рассмотрении ее технического проекта существенных замечаний не возникло.

Учитывая первый опыт проектирования, заводу № 172 было предложено согласовать проект пушки с проектом САУ на базе танка ИС-7 (об. 261), разработанного в Ленинграде. Эта работа выполнена заводом № 172, и 23 августа 1948 года на рассмотрение ГАУ представили переработанный проект пушки М-31, применительно уже к боевому отделению САУ на базе ИС-7. Однако проект и этой САУ (объект 261) был так же отклонен. И опять НТК БТ предложил Ленинградскому Кировскому заводу переделать компоновку всей самоходки. Заводу № 172 снова пришлось изменить проект пушки, а точнее, ее станка, поскольку качающиеся части пушки ни разу не менялись.Кстати, говоря, из этого можно сделать вывод насколько ИС-7 был близок к конвейеру. На базе опытных неутверждённых шасси наши конструкторы САУ не разрабатывали. Но коснёмся немного проекта самой САУ в целом, как я уже сказал выше, она должна была производиться на шасси ИС-7. На ней должен был быть установлен доработанный корабельный дизель М-50 мощностью, аж, 1050 л.с. (такой же как и на ИС-7). С таким мотором по расчёту конструкторов САУ должна была развивать скорость в 55 км/час и имела запас хода в 300 км. Что касается боекомплекта, то в проекте САУ он ещё не был утверждён.

Пушка и расчёт должны были размещаться в легкобронированной открытой рубке. Это говорит о том, что конструкторы этой САУ не планировали её участия в танковых дуэлях. Зато базу САУ оставили хорошо бронированной (видимо в угоду унификации с ИС-7) и она имела броню от 215 до 150 мм (кстати говоря, в каком месте на САУ планировали установить броневые листы в 215 мм мне осталось непонятным, ведь, на ИС-7 такую толщину брони имела только башня, а на САУ её нет. Но таковы данные официальных ТТХ самоходки).

Как не трудно догадаться, с такими данными самоходка получилась более чем тяжёлой. Её масса должна была быть где-то в районе 68 тонн. Правда, и у её донора ИС-7, масса была приблизительно такой же.

Так же, необходимо отметить, что переделка шасси танка ИС-7, предполагалась достаточно глубокой. САУ должна была базироваться на, как бы, задом на перёд развёрнутом шасси. То есть, двигатель, и ведущее колесо, должно было располагаться в передней части самоходки.

Эта САУ так же не увидела свет даже в опытном исполнение. После того как было принято решение отказаться от производства ИС-7, этот проект, естественно, так же был отклонён.

ТТХ:

База - танк ИС-7

Боевая масса, т - около 68

Длина корпуса, мм - 7380

Ширина, мм - 3400

Клиренс, мм - 450

Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 – 0,9

Двигатель

Тип - дизель М-50Т

Разработчик - КБ завода №800

Изготовитель - завод №800 ("Звезда")

Максимальная мощность, л.с - 1050

Максимальная скорость, км/ч - 55

Запас хода, км - 300

Преодолеваемые препятствия:

Подъём, град – 30

Брод, м – 1,5

Бронирование, мм - 150-215

Радиостанция - 10PK-26

Артиллерийское вооружение - одна 152-мм пушка-гаубица М-31

Разработчик - КБ завода №172

Изготовитель - завод №172

Максимальная дальность стрельбы, км - 27800

Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда, м/с - 880

Прицел - ТП-47А, ЗИС-3

Материал взят с wiki.worldoftanks.ru ru.wikipedia.org topwar.ru

10
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

1 комментарий к «World of Tanks энциклопедия САУ (СССР)»

    Загружается
Чат