Сегодня официальный блог
Перевод этой самой статьи я и предлагаю Вам.
Сразу оговорюсь, что я сознательно называю дварфов именно так, а не гномами, потому как совершенно не согласна со сложившейся в русском переводе традицией.
Дварфы
(гномы)
В Орзамаре (Orzammar) дварфийское общество, живёт согласно строжайшей кастовой системе с благородными домами, отчаянно конкурирующими друг с другом за власть и престиж. Но стоит дварфу отринуть Камень и обосноваться на поверхности - всё это теряет свою важность. Под открытым небом - все равны. Ну, или, по крайней мере, так гласит молва.
И хотя те дварфы, что выбрали наземную жизнь, официально лишаются своего кастового статуса, многие из них продолжают поддерживать иерархию в своих общинах согласно принадлежности рода той или иной древней касте. Бывшие представители знати уважаются и почитаются, куда больше чем те, что носят клеймо без кастовых и кто вышел на поверхность в поисках лучшей жизни.
И пускай знатный дварф беден, он всё равно будет смотреть с презрение даже на очень богатого «пылеглота».
Высшие слои общества наземных дварфов, грубо, можно подразделить на две группы:
калны (kalnas), кто настаивает на сохранении значения касты и ранга (обычно к этой группе относятся выходцы из благородных домов и касты купцов), и возвысившиеся (ascendants), те, кто верят в то, что они поступают верно, отринув традиции Орзамара и приняв залитый солнцем надземный мир.
В последние годы многие дварфы-наземники, в основном из возвысившихся, отдалились от этой традиции. Они стали открывать банки, собирать отряды наёмников и снаряжать торговые караваны. Они стали инвесторами и спекулянтами, влившись в чисто наземную торговлю.
Эти новые виды деятельности оказались крайне успешны и стали приносить огромные деньги, но несмотря на это, более консервативные дварфы смотрят на своих собратьев с некоторой брезгливостью.
Для менее зажиточного дварфа-наземника связь с могущественной калной может открыть множество дверей.
Они могут получить кредит от дварфийских торговцев и вакансии от мощной торговой гильдии с куда большей вероятностью, чем некто у кого возможно, и больший профессионализм, но заметно меньше связей.
- выдержка из «Вдовьего путеводителя по хорошему обществу» за авторством леди Алсион (Alcyone).
Эльфы
Долийские эльфы считают себя последними истинными эльфами или «элвен» - таково самоназвание этого народа на их родном языке. Отчаянно цепляясь за едва сохранившиеся в памяти остатки исконного образа жизни, они существуют на границах человеческих территорий, постоянно перемещаясь с места на место.
Кланы контактируют друг с другом не больше чем с человеческим обществом, собираясь вместе лишь раз в десятилетие на Арлатвен (Arlathvhen) - событие во время которого каждый клан делится своими сказаниями из прошлого и слушает чужие дабы поддерживать жизнь в культуре и традициях своего народа.
Как следствие, они ревностно защищают свои стойбища, и хотя их сделки с людьми не редкое явление, обе стороны обычно ведут себя, крайне настороженны.
Глубочайший религиозный конфликт существует между Церковью, чьей основной паствой являются люди, и долийскими кланами.
Там где Церковь учит, что всё сущее было сотворено Создателем, долийцы верят в пантеон древних богов. И несмотря на то, что их боги уже давно молчат, долийцы продолжат ждать и верить, что однажды придёт тот день, когда боги вновь услышат тех, кто хранил верность традициям.
Попадающие в обучение в раннем детстве, хранители сохраняют традиции эльфийской магии и передают их следующему поколению, когда приходит время. Церковь рассматривает всех хранителей как отступников, магов существующих независимо от круга, но в отличие от магов-беглецов из человеческого общества становящихся лёгкой добычей храмовников, хранителя не так просто поймать.
Можно только посочувствовать храмовнику, твёрдо решившему выследить долийского хранителя в лесу и взять лидера клана под стражу.
«Со временем человеческие империи падут. Мы видели, как это происходило бесчисленное количество раз. До тех пор мы будем ждать, мы будем держаться границы их земель, мы будем разводить халл и стоить аравеллы, представляя собой движущуюся цель для всех людей вокруг нас. Мы будем стараться сохранять старые пути и вспоминать то, что было забыто».
- Гишхарель, хранитель клана Ралаферин.
Кунари
Люди Куна, пожалуй, одна из самых недопонимаемых групп Тедаса. Войны кунари были жестоки, но раскол церкви повлиял на континент не менее разрушительным образом. А уж как тут можно пройти мимо падения империи.
Природе мы обязаны частью этого непонимания, дело в том, что раса, которую мы называем «кунари» выглядит чрезвычайно внушительно. Природа наградила их крепкими рогами, странными глазами, и стоит невежде бросить на них один-единственный взгляд и он непременно увидит монстров.
Язык, вот ещё одна из причин возникшего недопонимания.
Очень немногие из кунари говорят на всеобщем и ещё меньше говорят на нём хорошо.
В культуре, где совершенство возведено в абсолют, такой низкий уровень навыка считается унизительным, и посему в среде иноземцев, кунари в основном молчат, и причиной тому - стыд.
Кунари рассматривают своё общество как единый организм: Живое существо, чьё здоровье и благополучие забота каждого. Каждый отдельный член общества не более чем крошечная частичка целого, капля крови в его венах. Не самостоятельная важность каждого индивида, а важность его с точки зрения общего организма общества.
Посему большинство кунари, которых видят чужеземцы, принадлежат к армии, которую Кун рассматривает как тело общества: Руки, ноги, глаза, уши, те части тела, что нужны существу для общения с окружающим миром.
Не кто ведь не может сказать, что знает человека, изучив лишь его руку или ногу, посему не кто не может сказать, что «встречал» кунари до тех пор, пока не побывает в их городах. Там где обитает их разум и душа.
На Сехероне (Seheron) и Пар Воллене (Par Vollen) желающий может воистину оценить кунари в их единстве. Там слитность кунари в единый организм наиболее очевидна.
Рабочие, которых Кун воспринимает как разум, производят все, что нужно кунари. Душа, жречество, ищет глубинного понимания себя, мира и призывает разум и тело к стремлению к совершенству. Тело служит связью между душой, разумом и миром.
Все и всё имеют своё, определенное Куном, место, на котором они работают во благо общества в целом. И пускай это не жизнь индивидуалиста, зато это жизнь, где все равны и все уверены в завтрашнем дне.
-из записей провидца Куонт-арр (Qont-arr), 8:41 Благословенного.